Управление транспортным средством в темное время суток требует повышенного внимания. С наступлением сумерек резко снижается обзорность, очертания окружающих объектов плохо различимы в темноте, из-за чего органы зрения устают быстрее, значительно уменьшается наблюдательность и внимание.
Несмотря на практически полное отсутствие транспортных средств на ночных дорогах, безопасность движения от этого не возрастает. По статистике, большая часть серьезных ДТП происходят именно в темное время суток. По этой причине, следует тщательно подготовиться к ночной поездке.
Содержание
Правильное освещение дороги – составляющая безопасного движения в темное время суток
Скоростной режим ночью должен быть значительно меньшим, нежели в светлое время. Подчеркнем, что на видимость дорожной обстановки влияет освещенность, контрастность объектов и их фон.
Во время движения фары автомобиля освещают только определенную зону. Поэтому, большинство объектов дорожного движения находящихся на обочинах, а также дополнительные повороты (если нет соответствующего предупреждающего знака), могут не попадать в зону освещенности.
Ввиду этого вовремя отреагировать на возникновение препятствия достаточно трудно даже для опытных автомобилистов. Стоит также учесть, что темные тона окраски транспортного средства и одежда пешеходов могут быть плохо различимы в световом потоке автомобиля.
На безопасность движения в темное время суток также влияет состояние и цвет полотна дороги. Светлое дорожное покрытие обеспечивает лучшую видимость, нежели темное.
Что делать в случае ослепления светом фар
Наибольшую опасность при движении ночью представляет ослепление светом фар встречного потока транспорта, поскольку в этом случае резко снижается либо вовсе пропадает вся видимость дорожной ситуации. Такое положение представляет реальную угрозу безопасности движения для всех участников.
В зависимости от продолжительности ослепления и яркости светового пучка время необходимое на полное восстановление зрения составляет пятнадцать и более секунд. За это время транспортное средство даже на скорости не более 20 км/ч пройдет порядка ста метров. При этом после полного ослепления водитель не может полностью контролировать автомобиль.
Предотвратить ослепление встречного потока транспортных средств можно только своевременным переключением с дальнего света на ближний. При этом расстояние между встречными потоками автотранспорта перед переключением не должно быть меньшим, чем 300-350 м.
В случае ослепления необходимо перестроится в правую сторону, и снизить скорость до полной остановки.
Вынужденная остановка транспортного средства вследствие возникновения неисправности
Во время езды по автодорогам в темное время суток, особую опасность представляют оставленные на обочине либо проезжей части транспортные средства.
Сразу отметим, что подобные стоянки либо кратковременные остановки недопустимы, поскольку нарушают безопасность дорожного движения. В случае экстренной остановки либо поломки автомобиля в темное время суток, необходимо принять меры к предупреждению участников дорожного движения (выставить знак аварийной остановки либо специальный фонарь), после чего в срочном порядке приступить к устранению неисправности.
Во время ночного движения не рекомендуется постоянно смотреть в одну точку, поскольку в этом случае зрительные органы утомляются гораздо быстрее, снижается внимание и восприятие объектов.
Особенности выполнения маневров во время ночного движения
Примыкание дорог и повороты в темное время суток выглядят не так, как днем. С наступлением сумерек становится проблематично корректно рассчитать их радиус кривизны, скорость выполнения маневра и безопасную дистанцию вхождения в поворот.
Сложность вхождения в поворот ночью заключается еще и в том, что кривизна поворота не освещается светом фар, поскольку во время движения освещается только его направление. То есть, при вхождении в поворот необходимо быть максимально внимательным, и переключится с дальнего света на ближний, поскольку в этом положении световой поток несколько шире.
В случае, когда разъезд с встречным транспортным средством осуществляется во время вхождения в поворот, не исключена вероятность ослепления (даже если будет включен ближний свет). Поэтому, к выполнению такого маневра следует подготовиться заранее.
Для этого следует максимально снизить скорость и перевести взгляд в сторону противоположную повороту встречного автомобиля, избегая визуального контакта с его фарами. Большинство опытных водителей во время ночной езды, практически никогда не смотрят на фары идущих навстречу транспортных средств.
Правильная регулировка света фар обеспечит не только максимальное освещение участка дороги, но и предотвращает возможность ослепление встречного потока транспортных средств. Поэтому, выполнение этой процедуры не следует оставлять без должного внимания. Помимо этого, необходимо ежегодно контролировать настройки фар и исправлять их в случае нарушений.
Движение ночью в туман
Само по себе движение в темное время суток очень утомительно для водителя, а езда в туман ночью повышает нагрузку на органы зрения вдвойне, из-за чего снижается концентрация внимания.
Движение в темное время суток в туман осложнено тем, что световой поток фар не имеет направления, а полностью рассеивается, делая невозможной обзорность. Опытные автомобилисты рекомендуют передвигаться ночью в туман на ближнем свете либо противотуманных фарах, световой пучок которых более направлен.
Особенностью такого движения является обязательное соблюдение скоростного режима и дистанции между транспортными средствами. Помимо этого, категорически запрещено во время ночной езды в туман игнорировать указателями осуществления маневров (включение сигналов поворота) и эксплуатировать транспортное средство с неисправной световой и звуковой сигнализацией.