Современные транспортные средства имеют барабанную либо дисковую конструкции тормозов. В чем заключаются принципиальные отличия и особенности, а также достоинства и недостатки каждого вида, рассмотрим более детально в этой публикации.
Содержание
Барабанные тормоза
Этот тип тормозных систем появился самым первым, и используется до сегодняшнего дня. Стоит отметить, что на первых транспортных средствах барабанные тормозные механизмы устанавливались исключительно на заднюю колесную пару.
С момента изобретения, рабочий принцип барабанного тормозного механизма практически не изменился. Для обеспечения снижения скорости транспортного средства используются тормозные серповидные колодки, которые при помощи специального устройства прижимаются к стенкам полого цилиндра (тормозного барабана).
Незначительное изменение конструкции тормозной системы заключается лишь в типе привода, если на ранних барабанных механизмах управление колодками осуществлялось при помощи тросика, то на последних моделях, он был заменен более надежным гидравлическим приводом.
Немного позже конструкцию барабанных тормозов дополнили механизмом компенсации износа фрикционных накладок тормозных колодок. Кстати, после этого нововведения пропала необходимость в постоянной регулировке положения колодок, поскольку из-за этого тормоза работали довольно плохо.
Подобная проблема хорошо известна владельцам старых ГАЗ-21. Кстати, на большинстве современных моделей транспортных средств, которые имеют барабанную систему тормозов, до сих пор необходимо периодически регулировать стояночный тормоз.
Современные тормозные барабаны, которые устанавливаются на иностранных автомобилях, имеют более проработанную и надежную конструкцию, в которой реализован механизм самоподвода колодок, натяжитель тросика стояночного тормоза и т. д. Такая система позволяет обеспечить корректную степень торможения любому транспортному средству на любой поверхности.
Надежная и простая конструкция барабанных тормозов в сочетании с системой ABS, еще долгое время будет размещаться на задних колесах бюджетных моделей транспортных средств.
Достоинства барабанных тормозов:
- простая и надежна конструкция, которая обеспечивает простоту в ремонте;
- за счет увеличенной площади контакта колодки с барабаном, фрикционные накладки служат намного дольше;
- барабанным тормозам грязь не причинит никакого вреда, поскольку за счет особенностей конструкции их механизм полностью от нее защищен;
- в конструкцию барабанного механизма агрегатирован стояночный тормоз.
Недостатки барабанных тормозов:
- корректная работа во многом зависит от материала фрикционных накладок тормозных колодок;
- габаритные размеры и масса механизма;
- неравномерный износ тормозных колок за счет воздействия высоких нагрузок;
- возможно возникновение сторонних звуков и скрежета во время работы тормозов за счет попадания крупных частиц земли либо песка между колодкой и барабаном.
Дисковые тормоза
Эпоха этих тормозов началась одновременно с выходом первой серийной модели Жигулей. Дисковые тормоза начали монтировать на переднюю ось, поскольку управляемая колесная пара наиболее подвержена нагрузкам, соответственно, ей требуется более совершенная и надежная система замедления.
Стоит отметить, что первые модели дисковых тормозных систем конструкционно были сложнее сегодняшних, поскольку каждая колодка имела свой тормозной цилиндр. Но, подобная реализация дисковых тормозов используется сегодня на дорогих спортивных автомобилях, технике специального назначения и некоторых внедорожниках.
На обычных моделях транспортных средств, применяется самая распространенная, надежная и простая система однопоршневого тормоза с вентилируемыми дисками.
Работает механизм так: процесс торможения осуществляется за счет прижима двух колодок к вращающемуся диску. При этом механизм не требует никакой регулировки и сложного технического обслуживания. Единственное, что потребуется – это стандартная замена колодок. Но, эта процедура не представляет сложности, поэтому самостоятельно ее может выполнить автомобилист любого уровня, который в состоянии отличить гаечный ключ от паяльника.
Именно простота и надежность конструкции в сочетании с высокими показателями, послужили причиной установки дисковых тормозов на заднюю колесную пару премиальных транспортных средств и кроссоверов. Правда, в этом случае пришлось немного дорабатывать их конструкцию, чтобы полностью реализовать возможность стояночного тормоза. Сделано это посредством «электронного ручника», в котором электропривод передает усилие через трос тормозным колодкам, либо размещения в ступице диска небольшого тормозного барабана.
Достоинства дисковых тормозных систем:
- небольшие габариты и масса, в отличие от барабанных тормозных механизмов;
- надежность, практичность и долговечность;
- нет необходимости в постоянном обслуживании;
- лучше охлаждаются, за счет чего процесс торможения осуществляется наиболее эффективнее;
- простая замена колодок;
- отсутствие регулировки.
Но, у дисковых тормозов есть и ряд определенных недостатков. Перечислим их:
- плохая защита от грязи, ввиду чего в ненастную погоду тормозная функция может быть несколько снижена;
- относительно небольшой рабочий ресурс;
- на простаивающих транспортных средствах наблюдается возникновение очагов коррозии на поверхности диска, в результате чего он нуждается в последующей проточке либо замене;
- дополнительная конструкция привода ручного тормоза, которая несколько усложняет все устройство системы.
Итог
В принципе, особой разницы между обеими тормозными системами нет. Однако сегодня наиболее распространены именно дисковые тормоза. Ведь трудно представить себе дорогой спорткар, на задней оси которого будут стоять дисковые, постоянно скрипучие тормоза, к тому же требующие периодической регулировки.