Главное правило при выборе моторного масла – это рекомендации производителя транспортного средства. В технической документации к автомобилю указывается тип смазывающей жидкости (синтетика, полусинтетика, минералка), классификация по вязкости и т. д.
Стоит отметить, что практически всегда рекомендации автопроизводителя касаемо использования моторного масла относятся исключительно к силовым агрегатам, работающим на жидком топливе (бензин либо дизель). При этом крайне редко учитывается тот момент, что на транспортное средство может быть установлено ГБО, и силовой агрегат дополнительно переведен на сжиженный газ.
В принципе, этому есть свое логическое оправдание, поскольку после установки газобаллонной системы производители автомобилей рекомендуют использовать смазывающую жидкость для двигателя, работающего на бензине, так как такие моторы дополнительно рассчитаны для газообразного топлива (LPG, пропан-бутан).
Если ГБО было установлено на старую модель транспортного средства, в технической документации которого нет никаких данных касаемо би-топливной системы и рекомендаций по использованию моторного масла, необходимо заливать в двигатель ту смазывающую жидкость, которая использовалась в нем изначально.
Однако по возможности всегда следует учитывать особенности работы силового агрегата на газообразном топливе.
Некоторые функциональные особенности ГБО
Известно много различных негативных отзывов о том, что газобаллонная установка является причиной снижения эксплуатационного ресурса силового агрегата. Но, все они родом из прошлого, когда ГБО только начинало внедряться в автомобилестроение, и многие системы были не совершенны в техническом плане.
Помимо этого, старые моторы рассчитаны абсолютно на другие температурные режимы функционирования. В итоге, одной из самых распространенных причин выхода из строя ДВС была высокая температура внутри цилиндров, из-за чего прогорали клапана и поршня.
Но, сегодня таких проблем нет. Установка последнего поколения ГБО, при условии его правильной настройки, максимально положительно отразится на работоспособности и состоянии силового агрегата.
Четвертое поколение газобаллонных установок имеет точную автоматическую систему дозировки топлива, что позволяет предотвратить перегрев силового агрегата. Но, несмотря на все конструктивные изменения, принцип функционирования ГБО остался прежним, соответственно, не изменились особенности эксплуатации транспортных средств переведенных на газообразное топливо.
К примеру, температура горения газа значительно выше, к тому же сам процесс продолжается дольше. Все это крайне негативно отражается на состоянии смазывающей жидкости внутри двигателя.
Стоит отметить, что, несмотря на технологичность последнего поколения ГБО, неправильный монтаж и настройка установки нарушат процесс подачи топлива (смесь будет либо обогащенной, либо обедненной).
Подобное нарушение вызывает перегрев силового агрегата, в результате чего, большинство активных компонентов моторного масла начинают окисляться. Это приводит к образованию осадка, вызывает нагар на цилиндрах и поршнях.
По этой причине резко снижается мощность автомобильного двигателя, нарушается динамика его работы, увеличивается потребление смазывающей жидкости, возрастает содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Постоянные температурные перегрузки, вызванные неправильным монтажом либо настройкой ГБО, неверно подобранное либо старое моторное масло – все это факторы, которые крайне негативно отражаются на работоспособности силового агрегата.
Какие моторные масла подойдут для двигателей, работающих на газу?
Использование специальной смазывающей жидкости для силового агрегата, работающего на газообразном топливе, позволит полностью компенсировать описанные выше негативные факторы.
Хорошие масла для двигателей, которые работают на сжиженном газе, выпускает компания OPET. Для моторов с би-топливными системами рекомендуется использовать один из трех типов смазывающей жидкости. При этом ее допуски отличаются от моторных масел, которые производятся для силовых агрегатов, работающих на жидком топливе.
Это масла с синтетической основой Fullmax LPG 5W-40 (ACEA A3/B4; API SN), LPG 10W-40 (ACEA A3/B4; API SL/CF), Fulllife LPG 5W-30 (ACEA A5/B5, A1/B1; API SL/CF).
Эти смазывающие жидкости полностью адаптированы для двигателей, работающих на газообразном топливе, помимо этого, их характеристики позволяют использовать масла в бензиновых силовых агрегатах.
Содержание в них набора специальных антиокислительных и моющих присадок, позволяет маслам эксплуатироваться в LPG продолжительный период времени, эффективно защищая двигатель от перегрева, а его внутренние детали от нагара.
Любое моторное масло, которое выпускается для силовых агрегатов, работающих на газообразном топливе обязательно должно иметь маркировку LPG.
Только такая смазывающая жидкость эффективно защитит мотор транспортного средства с ГБО, обеспечит ему максимально длительный период эксплуатации, позволит поддерживать оптимальные рабочие характеристики (мощность, потребление топлива и т. д.).