Большинство современных транспортных средств оснащены системами, назначение которых заключается в облегчении процесса управления автомобилем. Самой распространенной из них считается ABS (антиблокировочная система), которая включена в комплектацию большинства даже бюджетных моделей.
Принцип работы системы основан на автоматическом управлении процессом торможения при прохождении сложных участков пути (гололед, мокрая дорога). Насколько эффективна такая система, и какую скрытую опасность она таит, рассмотрим далее в публикации.
Содержание
Особенности торможения без использования системы ABS
Существуют определенные правила торможения, большинство из которых можно понять только с опытом. Например, во время движения с большой скоростью не стоит резко нажимать на тормозную педаль, поскольку в этом случае происходит блокировка колес и пропадает их сцепление с дорожным покрытием. Из-за этого транспортное средство может стать неуправляемым и уйти в занос.
Помимо этого, на разном дорожном покрытии скорость движения автомобиля по инерции в момент остановки будет существенно отличаться. Это следует учесть, но далеко не каждый водитель способен грамотно оценить ситуацию.
Опасность резкого торможения заключается в том, что в результате заклинивания колес, транспортное средство пойдет в занос и выровнять его траекторию движения будет попросту невозможно.
Чтобы предотвратить подобную ситуацию рекомендуется воздействовать на тормозную педаль с перерывами. Таким образом, получится удержать траекторию движения транспортного средства независимо от состояния дорожного покрытия и скорости движения.
Не стоит исключать человеческий фактор. В случае возникновения нештатной ситуации водитель может попросту неправильно среагировать на нее, забыв все основные правила безопасного торможения. Именно в таких случаях поможет система ABS.
Принцип работы антиблокировочной системы
Поскольку ABS относится к системам безопасности транспортного средства, каждому владельцу необходимо знать основной принцип ее функционирования.
Суть работы системы заключается в правильном распределении усилия между всеми тормозными колодками во время резкого нажатия педали, чтобы предотвратить занос транспортного средства. Это позволяет корректно управлять автомобилем на любой дорожной поверхности, повышает безопасность его эксплуатации.
Но, не стоит всецело полагаться исключительно на ABS. Каждый водитель должен досконально знать свое транспортное средство.
Дополнительно следует знать особенности функционирования ABS. Когда водитель воздействует на тормозную педаль транспортного средства оборудованного системой, ощущаются ее незначительные вибрации, которые сопровождаются легким потрескиванием. Все это признаки начала работы системы.
Далее активируются датчики, которые определяют показатели скорости движения, согласно которым блок управления распределяет равномерное давление тормозной жидкости между всеми цилиндрами. Благодаря этому обеспечивается плавное торможение без резкой блокировки колес и полностью исключается занос транспортного средства.
Движение на скользкой дороге на автомобиле с ABS не составит труда даже для начинающего водителя, главное, удерживать траекторию.
Чем опасна система ABS
Главным минусом антиблокировочной системы является то, что ее корректная работа зависит исключительно от состояния дорожного покрытия. На плохих, мокрых и скользких дорогах тормозной путь будет значительно большим, нежели на нормальном покрытии. Это объясняется тем, что в процессе торможения покрышка все равно теряет контакт с дорожной поверхностью и самопроизвольно останавливается.
Система идентифицирует это как блокировку и автоматически деактивируется, чтобы автомобиль не ушел в занос. Далее происходит считывание информации с датчиков и ее анализ.
На это требуется время, из-за чего увеличивается величина тормозного пути. Уменьшить либо полностью свести на нет подобный эффект можно только при движении на низкой скорости.
Система постоянно перестраивается, из-за чего увеличивается тормозной путь. Например, если транспортное средство движется по асфальтированной поверхности, и далее заезжает на мокрую трассу, ABS требуется дополнительное время на изменение параметров.
Помимо этого, может отмечаться некорректная работа системы в момент торможения при резкой смене дорожного покрытия. Опасность этого заключается в том, что водитель, понадеявшись на работу системы ABS, не использует оптимальную тактику торможения и от этого автомобиль может пойти в занос.
Отметим, что эффективность антиблокировочной системы на грунтовых дорогах практически равна нулю. И это должен знать и учитывать каждый водитель. Особенностью торможения на дорогах с таким покрытием является обязательная потеря контакта покрышки с грунтом, на вычисление необходимых действий системе требуется много времени, соответственно снижается эффективность ее работы.
Еще одним существенным недостатком системы ABS является то, что она не работает во время движения с низкой скоростью. Например, во время движения с уклона по скользкой дороге. В этом случае дополнительно может понадобиться использования стояночного тормоза. Поэтому, следует всегда следить за его работоспособностью.
Стоит отметить, что деактивации системы пользователем не предусмотрена. Чтобы это сделать, необходимо отсоединить штекер ABS от блока управления. Помимо этого, на большинстве новых моделей транспортных средств система отвечает за равномерное распределение межосевых тормозных сил.