Многие автомобилисты скептически относятся к уровню моторного масла. Мол, по их утверждению, силовой агрегат может продолжительный период времени функционировать без необходимого количества смазывающей жидкости, и ни к каким последствиям это не приведет. Главное, чтобы хоть немного, но все же масло было.
Другие утверждают, что недостаточное количество смазывающей жидкости губительно для двигателя. Давайте разбираться: кто из них прав, а кто нет.
Содержание
Может или нет двигатель работать без масла
Наверное, многие владельцы транспортных средств видели всевозможные стенды, на которых представлен силовой агрегат, вполне нормально функционирующий без смазывающей жидкости либо с минимальным ее количеством.
Подобная информация полностью дезориентирует автовладельцев, поскольку они ошибочно считают, что моторное масло не является необходимостью в силовом агрегате.
Стоит отметить, что на стенде двигатель работает абсолютно в другом режиме, который кардинально отличается от реальных условий его эксплуатации:
- Стендовая модель работает на холостых оборотах, причем они самые минимальные. Поэтому, для защиты ее деталей необходимо минимальное количество смазывающей жидкости.
- Полностью исключено температурное воздействие, вследствие чего, смазывающая жидкость не выполняет функцию теплообменника. Из-за отсутствия нагрузки и воздействия температуры, масло практически не требуется.
- Детали силового агрегата, который работает на специальном стенде, тщательно обрабатываются перед его пуском, что значительно снижает силу трения.
- Стендовая модель мотора – это просто выставочный образец.
Что такое масляное голодание и почему оно возникает
Термином «масляное голодание» специалисты характеризуют состояние силового агрегата, при котором, его детали не получают достаточное количество смазывающей жидкости.
Такое явление возникает по следующим причинам:
- Даже если силовой агрегат полностью исправен, определенное количество смазывающей жидкости в нем попросту сгорает. Чем старше двигатель, тем больше масла в нем сгорает каждый раз. Увы, но большинство автомобилистов не учитывают этого, продолжая эксплуатировать авто, пока уровень смазывающей жидкости в моторе снизится до критической отметки.
- Пренебрежение регламентными сроками замены моторного масла из-за чего оно теряет свои свойства, загустевает, и не обеспечивает должный уровень смазки деталям двигателя.
- Использование смазывающей жидкости низкого качества не обеспечивает достаточный смазывающий и теплоотводящий эффект для агрегатов двигателя. Помимо этого, некачественное моторное масло может послужить причиной капитального ремонта двигателя.
Чем опасен недостаток моторного масла для силового агрегата
Эксплуатировать транспортное средство с недостаточным количеством смазывающей жидкости внутри силового агрегата категорически не стоит. От недостатка моторного масла страдают абсолютно все детали двигателя.
Например, подшипники коленчатого вала, рабочие части которых изготовлены из прочного металла, а вкладыши из менее твердого материала. В результате недостатка смазывающей жидкости происходит трение друг о друга этих элементов, в результате чего на их соприкасающихся поверхностях можно наблюдать следы выработки.
В дальнейшем подобная мера послужит причиной разрушения подшипника, который может повредить коленвал.
Если мотор длительное время работает с недостаточным уровнем смазывающей жидкости, вкладыш подшипника коленчатого вала попросту расплавится, из-за чего шейка вала будет контактировать непосредственно с парой трения.
Помимо этого, поврежденный материал вкладыша создаст дополнительное усилие. В результате этого, возможен один из двух вариантов развития событий:
- Обороты силового агрегата резко снизятся, в результате заклинивания вала в подшипнике. Далее с увеличением мощности, значительно увеличится температура взаимодействующих между собой деталей, из-за чего подшипник полностью выйдет из строя. Вероятнее всего, что будет поврежден коленчатый вал.
- Коленчатый вал попросту заклинит неисправным подшипником. Из-за этого после остывания силового агрегата, многие его детали перестанут функционировать за счет наличия деформации на их поверхностях, которая будет вызвана большой силой трения и высоким температурным режимом.
Любой вкладыш подшипника представляет собой элемент с тонкими стенками, который теряет свою форму (плавится) под воздействием высокой температуры, вызванной постоянной силой трения.
В результате деформации вкладыша во время работы мотора будет отчетливо слышен металлический стук в области подкапотного пространства, который является первым сигналом к проведению диагностики силового агрегата.
Недостаток смазывающей жидкости является причиной сильного перегрева нижней части шатуна, в результате которого возможен его обрыв. Помимо этого, из-за температурного воздействия расславляются болты крепления шатунов.
Любая часть разорвавшегося шатуна либо его крепежного болта представляет серьезную опасность для мотора, так как запросто может нарушить его целостность. Не будем пугать автомобилистов стоимостью восстановительных работ.
Масляное голодание силового агрегата является причиной повреждения стенок цилиндров, вследствие того, что смазывающая жидкость полностью не очищает поршневую группу от металлических частичек.
Такая ситуация усугубляет работу мотора и негативно отражается на его мощности. Помимо этого, внутри двигателя образовывается такое явление как «масляный туман».
Природу его возникновения можно описать так: взаимодействующие и вращающиеся детали разбрызгивают капельки масла, которые ударяясь о другие агрегаты, разбиваются на еще более мелкие составляющие.
В результате этого внутри мотора образовывается своеобразный эффект тумана. Детали двигателя хаотично укрыты каплями масла, из-за чего им не обеспечивается необходимый теплоотвод, очистка и смазка.
даже когда уровень масла в норме, не забываем, что масляная пленка может порваться при чрезмерной нагрузке, и тут тоже может быть трение металла о металл или при старте двигателя зимой, тоже может быть не достаток масла в начале работы. Я свой движок защищаю присадкой Кератек, от немцев. Она стабильно работает несколько замен масла до 40-50 т. км. При этом также снижает общее внутреннее трения деталей двигателя, что в результате экономит до 10% топлива.