С наступлением жаркой поры года, продолжительное нахождение транспортного средства с включенным силовым агрегатом в пробке, чревато его перегревом.
Как избежать подобное явление, поскольку от него не застрахован ни один, даже самый современный автомобиль? Стоит отметить, что закипевший двигатель может свести на нет всю поездку, а в более тяжелых случаях полностью выйти из строя, в результате чего ему будет необходим дорогостоящий капитальный ремонт.
Опасность перегрева двигателя заключается в деформации головки блока цилиндров. Если транспортное средство полностью исправно, в пути силовой агрегат охлаждается принудительно воздушными потоками, если автомобиль стоит с включенным двигателем, запускается вентилятор, который обеспечивает обдув теплообменника.
На не прогретом моторе циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется по малому кругу (от силового агрегата к помпе), как только антифриз разогревается до определенной температуры, подключается большой круг, и тосол начинает циркулировать через теплообменник.
В случае, когда отопитель салона функционирует некорректно, наблюдаются определенные проблемы в системе охлаждения.
Содержание
Как понять что двигатель перегрелся
Как только температура охлаждающей жидкости достигает критической отметки, она начинает закипать, что является причиной перегрева двигателя.
Понять, что мотор перегрелся можно по следующим признакам:
- Нахождение стрелки температурного датчика на красной отметке. Во время движения необходимо обязательно обращать внимание на показание всех индикаторов панели приборов.
- Возникновение детонации и сторонних звуков, напоминающих звон металла.
- Столб дыма и пара из подкапотного пространства. В случае, когда водитель не отреагировал вовремя на описанные выше признаки, о перегреве силового агрегата непременно сообщит столб дыма в области моторного отсека. В этой ситуации следует немедленно остановиться, поскольку рост температуры может вывести мотор из строя.
Почему перегревается двигатель
Опишем самые распространенные причины:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости, например, в связи с ее утечкой. Нарушение герметичности системы может быть следствием наличия трещин на шлангах, выхода из строя краника радиатора либо отопителя салона, и т. д. Помимо этого, снижение уровня охлаждающей жидкости может быть вызвано его низким качеством, вследствие чего тосол попросту выкипает.
- Наличие грязи на сотах радиатора. Необходимо периодически контролировать состояние теплообменника и очищать его от скопившейся грязи, листьев, пуха и пр. Помимо этого, не стоит забывать о проходимости каналов радиатора. В большинстве случаев его можно прочистить, чтобы восстановить дальнейшее корректное функционирование. Если после прочистки, температура двигателя по-прежнему начинает расти, рекомендована замена радиатора.
- Выход из строя клапана либо термостата. Проверить исправность термостата можно следующим образом: после прогрева силового агрегата достаточно попробовать на ощупь нижний патрубок радиатора. В случае если термостат вышел из строя, он будет холодным.
- Плохая циркуляция охлаждающей жидкости в системе, вызванная неисправностью помпы.
- Неполадки с камерой сгорания.
- Выход из строя вентилятора, из-за чего теплообменник полностью не охлаждается, и тосол начинает закипать.
Если температура мотора начала резко подниматься, необходимо его отсудить. Для этого достаточно включить печку, которая заберет большую часть тепла.
Что делать когда закипел мотор
Приведем последовательность действий в случае перегрева силового агрегата:
- остановиться и заглушить мотор;
- открыть капот и подождать, пока столб дыма и пара немного поуляжется;
- осмотреть основные детали системы охлаждения на наличие повреждений и протечек. Подождать, пока снизится давление в системе, после чего долить охлаждающую жидкость до уровня, через заливную горловину радиатора;
- после остывания мотора, можно его запустить. При этом необходимо постоянно контролировать температуру.
После закипания мотора необходимо обязательно обратиться в автосервис для выявления и устранения причин этого явления.
Чего категорически нельзя делать когда закипел мотор
Большинство владельцев транспортных средств, пытаясь самостоятельно устранить причину закипания мотора, ошибочно делают следующие действия, которые категорически противопоказаны в этой ситуации:
- нельзя открывать пробки теплообменника либо расширительного бачка, поскольку во время кипения охлаждающей жидкости в системе образуется давление. Достаточно открыть крышку радиатора, чтобы получить серьезный ожог от разогретого тосола;
- ни в коем случае не стоит пытаться самостоятельно понизить температуру двигателя при помощи воды, поскольку в этом случае его металлические части растрескаются, что сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию.
Как предотвратить перегрев мотора
Чтобы полностью исключить закипание антифриза в системе, и как следствие этого, перегрева силового агрегата, необходимо периодически контролировать состояние элементов, отвечающих за охлаждения мотора транспортного средства.
Это не занимает много времени и не требует слишком больших финансовых затрат, однако, позволит полностью предотвратить перегрев двигателя и его последующий выход из строя вследствие этого.
Стоит отметить, что перегрев мотора также может быть следствием его неправильной эксплуатации. К примеру, постоянное движение на повышенных оборотах, когда нагрузка на силовой агрегат достигает максимального предела, либо продолжительная езда на пониженной передаче.
С наступлением холодов, перегрев двигателя компенсируется за счет пониженной температуры, но, не стоит забывать, что охлаждающая жидкость может достичь критической температуры не только летом.