Давно канули в лету стереотипы относительно того, что дизельными моторами комплектуются исключительно большегрузные транспортные средства и техника специального назначения. Дизельный мотор сегодня устанавливается на множество моделей легковых автомобилей.
В отличие от бензина, дизтопливо имеет свои определенные особенности, в виду чего, работающий на нем мотор обладает рядом преимуществ. Причем, преимущества настолько ощутимы, что конструкторы отечественного автопрома стали активно использовать эту технологию.
Сегодня дизельными силовыми агрегатами комплектуются УАЗ Патриот и последнее поколение Газель Next. Были попытки установить дизельный мотор на другие марки легковых транспортных средств, выпускаемых в нашей стране, но они почему-то не удались.
Единственным легковым авто, на который был установлен дизельный силовой агрегат, стала Нива, но таких машин выпустили небольшое количество, и все они были экспортированы в другие страны.
Стоит отметить, что высокие положительные характеристики позволили активно использовать дизельные моторы во всех отраслях автомобилестроения. Однако двухтактные силовые агрегаты широкого распространения не получили.
Содержание
Конструкционные особенности дизелей
Рабочий принцип дизельного мотора основан на преобразовании типов энергии, при этом, в нем реализован несколько иной способ приготовления и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах.
Главной особенностью описываемых агрегатов является процесс образования смеси, который происходит непосредственно в камере сгорания, после чего, топливо впрыскивается в цилиндры под высоким давлением. Воспламенение рабочей смеси осуществляется за счет ее реакции с разогретым воздухом в конце такта сжатия.
Двухтактные дизеля отличаются более узкой сферой использования. Причем одноцилиндровые и многоцилиндровые двухтактники имеют некоторые конструкционные недоработки:
- отсутствие эффективной вентиляции цилиндров;
- увеличивается расход смазывающей жидкости при активной эксплуатации;
- не стабильная работа при высоких температурах.
Помимо этого, двухтактный дизель с противоположным размещением поршней, отличается повышенной стоимостью и сложностью в эксплуатации и ремонте, поэтому, подобные моторы устанавливают на большинстве морских судов, где требуется их высокая мощность.
Показанием к этому является относительно небольшая масса и габариты силового агрегата, причем он имеет достаточную мощность.
Также одноцилиндровый двухтактник используется в качестве генератора электрической энергии, устанавливается в качестве основного агрегата на мотоблоки либо мотокосы.
Такая техника требует определенных доработок в конструкции двухтактных дизелей. А именно, исключается насос подачи топлива, катушка и свечи зажигания, силовые провода. Без этих элементов функционирование бензинового ДВС невозможно.
Система подачи и впрыска топлива состоит из ТНВД и форсунок. Корректный запуск силового агрегата при минусовых температурах обеспечивается за счет наличия свечей накала, назначение которых заключается в прогреве камер сгорания.
Дополнительно в конструкцию топливной системы может быть включен еще один насос, который монтируется непосредственно в баке. Топливный насос высокого давления обеспечивает подачу ДТ под давлением из бака к элементам системы впрыска.
Достоинства и недостатки дизельных двигателей
Множество преимуществ дизельных моторов позволило широко использовать это тип моторов на всех существующих видах автомобильной техники.
Достоинства:
- высокая топливная экономичность при КПД 40-50%, что практически неприемлемо на бензиновых моторах;
- мощность, которая достигается за счет того, что большая часть крутящего момента дизельного двигателя реализована на пониженных оборотах;
- отсутствие эффекта турбоямы. Благодаря этому обеспечивается максимальный уровень комфорта во время управления транспортным средством с дизельным мотором;
- надежность. Большинство дизельных двигателей запросто проходят около 1 млн. км без каких-либо серьезных неисправностей. Благодаря этому, такой тип силовых агрегатов устанавливается на большегрузные автомобили и технику специального назначения;
- экологичность дизеля достигается за счет использования системы EGR (рециркуляции отработанных газов). Такой мотор наносит значительно меньше вреда экологии, нежели бензиновый, с аналогичными параметрами.
Но, не все так гладко, ведь дизельные силовые агрегаты имеют ряд недостатков. Перечислим их:
- стоимость, автомобиль с дизелем будет иметь несколько большую цену в отличие от аналогичной модели с бензиновым мотором;
- сложность в обслуживании и восстановлении работоспособности. Это обусловлено тем, что нагрузки в дизельном моторе значительно больше, соответственно, ого элементы изготавливаются из дорогостоящих и высококачественных материалов. Помимо этого, сложность конструкции требует высокой квалификации от механика во время проведения восстановительного ремонта;
- низкий коэффициент теплоотдачи, который влияет на ресурс эксплуатации дизельного двигателя при минусовых температурах. Связано это с тем, что мотор имеет высокий КПД при минимальных затратах топлива. Соответственно, во время его сгорания в цилиндрах выделяется недостаточное количество тепловой энергии.
Перечисленные достоинства и недостатки не всегда в полной мере характеризуют дизельные силовые агрегаты. Ввиду этого, возникает открытым вполне уместный для большинства современных автомобилистов вопрос: какой тип мотора лучше?
Выбирая для себя автомобиль, необходимо обязательно ознакомится с особенностями эксплуатации, достоинствами и недостатками как бензиновых, так и дизельных двигателей, и на основании этого принимать решение.
Подчеркнем, что принцип функционирования дизельного силового агрегата сформирован на повышении продуктивности, экономичности и экологичности, поэтому нецелесообразно требовать от него каких-либо повышенных характеристик.