Для обеспечения поворота управляемых колес предусмотрен специальный механизм – рулевая рейка. Конструкция узла довольно надежна, но в процессе эксплуатации, его элементы подвержены износу, в результате чего система рулевого управления начинает работать некорректно.
Любая неисправность рулевой рейки ставит под угрозу дальнейшую безопасность транспортного средства, следует научиться вовремя диагностировать неполадки механизма.
Содержание
Конструкция рулевой рейки
Этот механический узел внешне напоминает продолговатый цилиндр, в котором находятся элементы, осуществляющие функцию поворота колес:
- втулки, внутри которых движется зубчатая планка;
- вал, агрегатируемый с рулевой колонкой, на конце которого располагается косозубая шестерня;
- тяги, соединенные с реечным механизмом;
- подшипник;
- специальные пружины и упоры, облегчающие ход рулевой рейки и препятствующие появлению люфта;
- защитные резиновые пыльники;
- внутри корпуса механизма находится смазывающая жидкость.
Это стандартная конструкция механической рейки. Однако на большинстве современных транспортных средств установлена электрическая рулевая рейка. Главным отличием которой от механической, является наличие в конструкции электроусилителя руля.
Принцип работы любой рулевой рейки не отличается сложностью. При вращении рулевого колеса, шестеренчатый вал рулевой колонки передвигает зубчатую планку в необходимую сторону.
На концах планки располагаются рулевые тяги, которые в свою очередь взаимодействуют с поворотными кулаками ступиц передних колес. Таким образом, достигается их поворот в нужную сторону.
Гидро — либо электроусилитель компенсирует усилие прилагаемое на руль, в результате чего он поворачивается плавно и свободно.
Признаки выхода механизма рулевой рейки из строя
Так как многие транспортные средства имеют усилители руля различной конструкции, неисправности рулевой рейки следует рассматривать в комплексе с ними. Условно неполадки можно разделить на две категории:
- Явные
- Скрытые
Первая категория неисправностей выявляется путем визуального осмотра узла при возникновении проблем с рулевым управлением. Гораздо сложнее определить скрытые поломки агрегата.
О неисправности рулевой рейки можно судить по следующим признакам:
- возникновение стороннего шума в передней части транспортного средства в области расположения рулевой рейки, особенно при выполнении поворотов;
- вибрации рулевого колеса, сопровождающиеся характерным люфтом. Они особенно различимы во время езды по дорогам с плохим покрытием;
- тугой ход руля. В некоторых случая повернуть его попросту невозможно;
- отсутствие поворота колес при вращении руля;
- масляные пятна на асфальте в области подкапотного пространства;
- сторонние звуки в месте расположения механизма;
- внезапное увеличение свободного хода рулевого колеса;
- заклинивание руля в одном положении.
Износ деталей рулевой рейки увеличивается из-за проникновения внутрь механизма влаги и грязи. Происходит это по причине повреждения защитных резиновых пыльников. Поэтому, начинать осмотр узла в поисках неисправностей необходимо именно с них. Пыльники хорошо видно в арках, также их можно рассмотреть из подкапотного пространства.
Еще одним явным признаком неисправности узла является наличие масляных потеков на картере рулевой рейки. Причиной этого может послужить критический износ сальников. Из-за этого резко снижается уровень смазывающей жидкости в картере, что приводит к быстрому износу силового цилиндра.
К сожалению, эта неисправность не поддается ремонту, поэтом придется полностью менять рулевую рейку. Стоимость нового механизма довольно высока.
Если в конструкцию системы управления включен ГУР, одновременно с осмотром рейки, необходимо уделить внимание и ему. Первым делом следует проверить уровень смазывающей жидкости в расширительном бачке, после чего осмотреть шланги, привод и насос.
Отметим, что электроусилитель сразу выходит из строя, однако его конструкция весьма надежна и случается подобное довольно редко.
Восстановление работоспособности рулевой рейки
В большинстве случаев устранение неисправностей либо замены узла осуществляются на СТО, поскольку сам демонтаж рулевой рейки и ее последующая настройка перед установкой довольно непростые процедуры.
Однако большинство незначительных дефектов можно устранить самостоятельно, например, выполнить замену защитного пыльника. Очень важно делать это при наличии незначительных повреждений, пока грязь и влага не проникли внутрь механизма.
Также можно самостоятельно заменить патрубки и шланги ГУР. Для выполнения этой процедуры придется слить всю рабочую жидкость с системы ГУР.
Особенностью конструкции механической рулевой рейки является возможность регулировки зазоров. При незначительной выработки поверхности шестерен, люфт рулевого колеса можно самостоятельно ликвидировать при помощи специальных винтов для регулировки механизма.
Во время проведения этой процедуры необходимо учесть один нюанс: если слишком затянуть винты, шестерни рулевой рейки будут изнашиваться еще быстрее.
Гораздо сложнее устранять повреждения элементов находящихся внутри корпуса рулевой рейки. К ним относятся:
- нарушение целостности сальников;
- износ подшипников;
- механические повреждения деталей;
- износ шлицевых соединений и зубьев шестерен.
Большинство неисправностей устраняется путем замены деталей. Если из строя вышла зубчатая передача, рекомендована полная замена рулевой рейки.
Отрегулированный механизм при выполнении периодического обслуживания и адекватной манере управления транспортным средством имеет практически неограниченный ресурс эксплуатации.
Несмотря на надежность и простоту конструкции рулевая рейка иногда выходит из строя. Рекомендуем немедленно устранять все неисправности, поскольку от этого зависит безопасность дорожного движения.