Интересно, а как ответят автомобилисты на вопрос: без чего не сможет функционировать ни один силовой агрегат? Ответом на него будет перечисление различных деталей двигателя, но никто даже и не подумает назвать моторное масло. Нормальное функционирование любого типа силового агрегата не возможно без смазывающей жидкости.
Масло необходимо двигателю, как кислород человеку. Оно не только эффективно смазывает взаимодействующие элементы мотора, но и выполняет функцию отвода тепла, не допуская тем самым перегрев силового агрегата.
Если на автомобиле установлен турбированный двигатель, смазывающая жидкость также обеспечивает его работу.
От качества моторного масла зависит бесперебойная работа и эксплуатационный ресурс любого силового агрегата. Поэтому, очень важно правильно выбрать смазывающую жидкость для двигателя.
Содержание
Современные моторные масла
Смазывающие жидкости для силовых агрегатов имеют сложный, сбалансированный состав. В качестве основы для их производства используются:
- Минеральные компоненты
- Синтетические компоненты
- Смесь этих двух видов, называемая полусинтетика
Помимо основы, смазывающая жидкость содержит различные присадки (антипригарные, противозадирные, и т. д.), назначение которых заключается в повышении основных рабочих характеристик масел.
Самыми дорогими считаются полусинтетические и синтетические масла, ввиду чего они используются чаще минеральных.
Регламент замены моторного масла
Оптимальный интервал замены смазывающей жидкости в двигателе составляет 10 тыс. км. Не стоит доверять утверждениям, что масло в силовом агрегате можно менять и через 30-40 тыс. км, поскольку оно имеет свой определенный ресурс. Масло стареет, полностью теряет свои свойства и становится непригодным для дальнейшего использования.
В технической документации к автомобилю всегда указывается интервал замены смазывающей жидкости. Обычно он составляет 15 тыс. км. Но, эта цифра основана исключительно в соответствии с благоприятными условиями эксплуатации транспортного средства (к ним не относятся запуск силового агрегата при минусовых температурах, езда по пыльным дорогам и т. д.).
В чем особенность «фирменных» масел
На полках автомагазинов все чаще можно встретить так называемые «фирменные» масла, на канистрах с которыми указаны «Mercedes», «Volkswagen» и другие производители транспортных средств.
Не хотим никого обидеть, но все же интересно, есть ли у этих компаний свои нефтеперерабатывающие заводы?
Такие масла могут таить в себе скрытую угрозу эксплуатации двигателя транспортного средства. Поэтому, не стоит подбирать смазывающую жидкость для силового агрегата, исходя из названия автомобиля.
Что такое качество масла
Американским нефтяным институтом (API) был разработан международный стандарт качества моторного масла для транспортных средств, в соответствии с которым категории качества смазывающей жидкости имеют буквенные обозначения.
Например, API SG либо API CD. Первое обозначение означает, что моторное масло предназначено для использования в бензиновых силовых агрегатах, второе – для дизельных.
В технической документации к автомобилю указано, какой тип качества масла необходимо использовать в моторе. Необходимо заливать масло соответствующее рекомендациям производителя.
Использование моторной смазки с низким качественным показателем пагубно отражается на работе силового агрегата. Разрешено использовать в двигателе более качественное масло, нежели рекомендует производитель.
Помимо стандарта качества API существует еще один – ACEA, который характеризует моторное масло, использующееся в силовых агрегатах европейских автомобилей. Так же не стоит забывать о вязкости смазывающей жидкости.
Сезонность моторного масла
Изначально, все смазывающие жидкости для двигателей классифицировались по вязкости. Этот параметр крайне важен, поскольку позволяет правильно подобрать моторное масло.
В мировом автомобилестроении используется классификация вязкости моторных масел SAE (Содружество автомобильных инженеров), которая состоит из одиннадцати позиций. Пять из которых – моторные масла, предназначенные для использования в летний период. Остальные для зимы.
Однако сегодня больше распространены всесезонные масла. К примеру, они могут иметь обозначение на этикетке SAE 10W40. Буква W (winter – зима), цифры перед ней и после нее обозначают вязкость.
Чем меньше первая цифра в обозначении, тем ниже вязкость масла при минусовой температуре, соответственно, смазка деталей силового агрегата и его запуск осуществляется намного эффективнее.
Вторая цифра обозначает вязкость при плюсовой температуре. Чем большее ее значение, тем лучше характеристики масла при высоких температурах.
Что будет, если смешать разные типы моторных масел в одном двигателе
Как не странно, но ничего сверхъестественного не случится. По утверждениям многих автомобилистов смесь различных типов моторных масел внутри силового агрегата быстро превращается в своеобразный гудрон, в результате чего полностью выводит его из строя без возможности дальнейшего восстановления.
Однако, это не так, и ничего подобного после смешивания смазывающих жидкостей разных типов не случится. Например, после замены масла в двигателе остается около литра старой смазки, которая смешивается с новой, и мотор на этой смеси нормально функционирует еще около 10 тыс. км.
Даже если долить в двигатель с полусинтетикой минерального масла той же вязкости до необходимого уровня, можно без особых проблем проездить до регламентной замены. В принципе, делать это не рекомендуется, поскольку каждое и масел имеет свои присадки, которые при смешивании с другими могут попросту потерять свои свойства.
Также не рекомендовано смешивать смазывающие жидкости для силовых агрегатов с разным индексом вязкости.
Но, в качестве временной меры, можно смешивать все, ведь гораздо хуже оставить двигатель вообще без смазки.