Это вопрос задают большинство автовладельцев. Зачастую некорректная работа коробки-«автомат» проявляется при переключении диапазонов, заключается в возникновении толчков, биений и сторонних шумов. В особо запущенных случаях передачи могут и вовсе не включаться.
Автоматическая трансмиссия имеет сложную конструкцию, состоящую из множества различных деталей, постоянно взаимодействующих между собой. Поэтому, выход их строя одного из элементов негативно отразится на работоспособности всего узла.
Основной причиной некорректной работы АКПП является ее неправильное обслуживание. Например, несвоевременная замена трансмиссионного масла либо его недостаточный уровень могут запросто вывести из строя коробку.
Несмотря на утверждение автопроизводителей о том, что современная автоматическая трансмиссия относится к необслуживаемым узлам транспортного средства и рассчитана на весь эксплуатационный период, на деле оказывается, что менять рабочую жидкость в АКПП все же необходимо периодически менять.
Если не проводить никакого обслуживания, через 100-150 тыс. км автоматическая коробка передач попросту может выйти из строя. Опишем возможные причины возникновения сбоев в работе АКПП.
Содержание
Основное назначение трансмиссионного масла в АКПП
В коробке-«автомат» используется специальное трансмиссионное жидкое масло, называемое из-за своей консистенции ATF жидкостью. Ее назначение заключается не только в смазке взаимодействующих элементов коробки и отводе тепла, но и для обеспечения сцепления трансмиссии с силовым агрегатом.
Поскольку АКПП не предусматривает наличие жесткого сцепления, передача крутящего момента осуществляется через специальный гидротрансформатор. Выходит, что жидкость ATF в коробке передач выполняет еще и функцию сцепления.
Поскольку трансмиссионное масло постоянно подвержено воздействию высокой температуры, его рабочий ресурс значительно снижается, в результате чего АКПП начинает работать некорректно.
Например, из-за плохого состояния рабочей жидкости, ухудшается передача крутящего момента на ведущую колесную пару, появляются проблемы при переключении передач, возникаю различные сбои.
Поэтому, настоятельно рекомендуем владельцам автомобилей с АКПП менять трансмиссионное масло каждые 30-50 тыс. км пробега.
Неудовлетворительное состояние масляного фильтра
Неудовлетворительное состояние фильтрующего элемента является одной из причин возникновения «дерганий» АКПП в момент переключения передач.
Масляный фильтр в автоматической коробке передач выполняет важную функцию – обеспечивает очистку рабочей жидкости от мелких частичек металла, образовывающихся при взаимодействии элементов.
Через определенный промежуток времени он забивается, в результате чего существенно снижается его пропускная способность. Это приводит к снижению давления масла, из-за чего автоматическая трансмиссия начинает действовать с перебоями в работе.
От недостатка давления масла фрикционные диски функционируют неправильно (не останавливаются когда это необходимо, либо вовсе не срабатывают), их поверхности подгорают. Проскальзывание фрикционных дисков является причиной «дергания» АКПП при переключении передач.
Очень важно следить за состоянием этого элемента и вовремя выполнять замену, поскольку его неудовлетворительное состояние является причиной выхода коробки передач из строя. Стоимость расходника невысока.
Износ поверхности фрикционных дисков
Эти элементы вместе с трансмиссионным маслом обеспечивают функцию сцепления в АКПП. Если они сжаты, определенные шестерни коробки находятся в неподвижном состоянии, и наоборот.
Таким образом осуществляется передача крутящего момента. Недостаточное давление трансмиссионной жидкости либо ее неудовлетворительное состояние приводит к проскальзыванию дисков. В результате этого их поверхности подгорают.
Износ фрикционных дисков является причиной некорректной работы (толчки при переключении передач, сторонние шумы) коробки-«автомата», а иногда – причиной выхода трансмиссии из строя.
Выработка поверхности фрикционных дисков довольно серьезная неисправность, которая подразумевает демонтаж и разборку АКПП, поэтому ее устранение необходимо доверять только профессионалам, знакомым с устройством и функциональными особенностями автоматической трансмиссии, в арсенале которых есть необходимое оборудование и инструмент.
Непроходимость патрубков радиатора охлаждения масла
Из-за неправильной замены трансмиссионного масла под давлением очень часто радиатор охлаждения рабочей жидкости забивается различной грязью и мелкими частичками металла. Результатом этого является полная блокировка циркуляции масла в системе.
Во время аппаратной замены трансмиссионной жидкости под давлением, продукты распада масла и различная грязь, скапливающиеся на поддоне коробки, закупоривают узкие патрубки теплообменника АКПП.
Поэтому, такая процедура может послужить реальной причиной возникновения сбоев в работе автоматической трансмиссии. Спасти ситуацию сможет только демонтаж радиатора охлаждения масла и его последующая очистка.
Неисправность масляного насоса
Крайне редко этот элемент АКПП выходит из строя. Его назначение заключается в поддержании давления жидкости ATF, необходимого для нормального функционирования коробки передач. Имеет простую и надежную конструкцию. В случае его неисправности во время переключения передач также отмечаются рывки и толчки, шум в области коробки.
В принципе, это наиболее распространенные причины некорректной работы автоматической трансмиссии. В основном связаны они с неправильным обслуживанием узла, а точнее его отсутствием.
Не стоит доверять производителям транспортных средств утверждающим, что АКПП полностью необслуживаемый узел, срок эксплуатации которого такой же, как и у транспортного средства.
Своевременная замена ATF жидкости поможет избежать большинства проблем в функционировании трансмиссии и увеличить ресурс этого узла.