Интенсивность эксплуатации и манера управления транспортным средством влияет на состояние автомобильных шин. В случае износа их протектора, дальнейшая эксплуатация автомобиля становится небезопасной. Поэтому, шинам необходимо уделять должное внимание, следить за состоянием протектора, не допуская критические повреждения.
Профилактика повреждений авторезины весьма сложна, и в первую очередь зависит от правильного понимания всех факторов, влияющих на состояние протектора и покрышки в целом.
Помимо безопасности эксплуатации, состояние протектора влияет на динамику движения и управляемость транспортным средством, потребление топлива.
Содержание
Особенности износа протектора
За счет воздействия различных факторов, во время движения автомобиля, осуществляется износ протектора, степень которого определяется величиной элементов, оставшегося рисунка.
Полным износом считается минимальная величина протектора, когда невозможно различить его рисунок. Естественно, такие покрышки подлежат немедленной замене, поскольку представляют реальную угрозу для безопасности дорожного движения.
Заметим, что скорость износа протектора во многом зависит от стиля управления транспортным средством, постоянная езда с резкими остановками и ускорениями является одной из основных причин.
Поскольку величина нагрузки на ведущие и ведомые колесные пары значительно отличается, соответственно, шины на них изнашиваются по-разному. На поворотных колесах выражен характерный боковой износ протектора, поскольку максимальная величина нагрузки на них приходится во время выполнения маневров.
Покрышки на ведущих колесах больше изнашиваются по центру, поскольку эта часть протектора максимально контактирует с дорожным покрытием. Но, необходимо отметить, что на переднеприводных транспортных средствах, резина, как правило, изнашивается равномерно.
Рассмотрим типы износа протектора покрышек.
Односторонний износ
Самый распространенный тип повреждения протектора автомобильных шин, который является причиной снижения ходовых характеристик транспортного средства на 20-30%.
Зачастую его причиной является нарушение геометрии подвески автомобиля. В этом случае рекомендовано выполнить процедуру развал-схождения, поскольку слишком большая положительная величина развала либо схождения является причиной повреждения протектора шин.
Если на покрышке наблюдается сильный износ средней части ее протектора, значит, имеет место слишком большая отрицательная величина развал-схождения. При нулевой величине, протектор изнашивается равномерно, помимо этого за счет высокого сопротивления увеличивается потребление топлива и нарушается баланс управления.
На большинстве покрышек, установленных на управляемой оси транспортного средства, протектор изнашивается только с одной стороны. На это влияет манера управления автомобилем, например, резкие вхождения в повороты.
Предотвратить односторонний износ можно периодической проверкой параметров развал-схождения и полным исключением агрессивной манеры управления.
Двусторонний и центральный износы
Эти типы износа автомобильных шин, снижают ходовые характеристики в среднем до 15%. Распространенной причиной является разница давления в шинах.
Если покрышка накачана неправильно, и давление воздуха в ней значительно ниже требуемой нормы, протектор начинает изнашиваться с обеих сторон, в результате он быстрее станет непригодным к дальнейшей эксплуатации.
Аналогичная ситуация наблюдается во время перегруза транспортного средства. При перекачанных шинах может значительно страдать непосредственно их геометрия, в этом случае протектор будет больше изнашиваться в центральной части и вместе с агрессивной манерой вождения и интенсивной эксплуатацией автомобиля, покрышка может полностью выйти из строя за несколько месяцев.
Чтобы предотвратить двусторонний и центральный износы, достаточно следить за давлением шин.
Износ протектора шин по окружности
Один из наиболее распространенных вариантов повреждения протектора покрышки, который встречается на каждом втором транспортном средстве.
Главной особенностью этого типа износа является то, что он может проявляться как на рулевой, так и ведомой осях. Основной его причиной является нарушение балансировки колесного диска. Однако проведение балансировки не всегда можно назвать действенной мерой, поскольку нарушение геометрии диска, из-за которого возникает дисбаланс в большинстве случаев, не получается устранить при помощи этой процедуры.
Помимо этого, следует обратить внимание на состояние элементов подвески, поскольку степень износа шин напрямую зависит от этого.
- Совет: перед установкой на автомобиль новых шин, необходимо обязательно проверить состояние деталей подвески и целостность колесного диска. Эти меры помогут предотвратить быстрый износ протектора.
Повреждение поверхности протектора в одном месте
Такой износ является следствием движения по инерции с заблокированными колесами, например, во время экстренного торможения. Помимо этого, нижняя часть шины прослабляется во время продолжительного контакта с асфальтированным либо бетонным покрытием во время длительного простоя автомобиля.
Поэтому, в целях предотвращения повреждения шин, рекомендуется периодически передвигать транспортное средство с места на место во время его продолжительной стоянки без действия. Также не лишним будет полностью отказаться от агрессивного стиля управления.
Неравномерный гребенчатый износ
Чаще всего встречается на покрышках с блочным рисунком протектора, установленных на ведущей оси автомобиля.
Такой износ вреден тем, что на скользкой дороге делает автомобиль полностью неуправляемым. В случае, когда протектор шин начинает деформироваться по такому принципу, рекомендована перестановка колес.