Самое плохое, что может случиться во время движения, это серьезная неисправность одного из узлов автомобиля, требующая устранения в условиях СТО, либо замены поврежденного элемента.
Потекший радиатор в пути является большой проблемой для водителя любого уровня. Опишем, как при помощи подручных средств устранить эту неполадку и продолжить движение (во всяком случае, до ближайшего автосервиса).
Перед тем, как приступить к восстановлению целостности радиатора, необходимо определить степень повреждения теплообменника. Если радиатор имеет небольшую течь, через которую охлаждающая жидкость лишь капает, можно просто добавить тосола, чтобы доехать до ближайшей СТО.
В случае серьезной течи, когда уровень охлаждающей жидкости заметно снижается, потребуются серьезные ремонтные работы. Существует ряд повреждений, при которых показана только замена теплообменника.
В продаже можно встретить большое количество разнообразных герметиков, которые эффективно устраняют небольшие течи. Но, их используют исключительно в качестве временной меры. Не стоит рисковать, и продолжать эксплуатацию транспортного средства с радиатором, на поврежденном месте которого находится заплатка из герметика.
Также не стоит доверять опыту различных народных «умельцев» из сети Интернет. Например, можно встретить такие советы по ремонту потекшего теплообменника:
- Заклеить течь жевательной резинкой.
- Наложить на поврежденное место резиновую латку, после чего ее хорошо притянуть проволокой.
- Замотать изолентой.
- Залить сырое куриное яйцо в теплообменник.
- Ввернуть саморез, если на радиаторе имеется небольшая дырочка.
Все эти советы абсолютно лишены здравого смысла. Скорее всего, они размещаются для троллинга.
Содержание
Как определить течь
В пути определить повреждение теплообменника можно только выполнив его визуальный осмотр. Но, можно использовать специальный флюоресцирующий состав, который заливается в радиатор и указывает на место протечки, вытекая вместе с охлаждающей жидкостью. Однако подобное средство стоит достаточно дорого.
Идеальным вариантом определения поврежденного места теплообменника является проведение его полной ревизии после демонтажа с автомобиля. Для этого следует загерметизировать все отверстия радиатора, после чего поместить его в соответствующую емкость с водой.
Насосом создать давление в системе теплообменника. Наличие пузырьков воздуха в воде укажет поврежденное место.
Герметик
В любом авто магазине можно встретить жидкий герметик, который заливается через горловину радиатора, для устранения его течи.
В теплообменнике он перемешивается с охлаждающей жидкостью, после чего вместе с ней вытекает через трещины наружу, где контактируя с воздухом, быстро застывает, образуя прочную латку. Однако такой способ ремонта не отличается высокой эффективностью.
При помощи жидкого герметика можно устранить лишь небольшие повреждения теплообменника, площадь которых не превышает 1,5-3 кв. мм.
Существенным недостатком использования герметика жидкого типа является его полимеризация внутри контуров системы охлаждения, из-за чего циркуляция антифриза в ней может быть нарушена. Поэтому, после использования герметика систему охлаждения транспортного средства необходимо тщательно промыть.
Холодная сварка
Серьезные и объемные повреждения можно устранить при помощи холодной сварки. Это более надежный способ ремонта, поскольку в ее составе содержится металлический порошок, благодаря которому получается достаточно прочная заплатка.
Холодная сварка продается как в готовом виде, так и отдельными компонентами, которые необходимо смешать в один состав. Для улучшения свойств количество частей каждого их компонентов можно регулировать.
Простота использования холодной сварки делает ее универсальным ремонтным средством, которое обязательно должно быть в техаптечке у каждого владельца автомобиля.
Перед нанесением холодной сварки ее необходимо размять в руках как пластилин, чтобы активировать все свойства, поврежденное место на радиаторе зачистить и обезжирить по возможности.
Время застывания заплатки около 30 минут, полное схватывание материала происходит в течение суток. Отметим, что латка из холодной сварки может эффективно сохранять целостность радиатора на протяжении многих лет, поскольку ее состав и коэффициент температурного расширения практически такой же, как и у металла.
Пайка
Одним из наиболее эффективных методов ремонта автомобильного радиатора, является его пайка. Однако этим способом невозможно устранить повреждение во время движения, но все же мы его опишем.
Перед тем, как приступать к пайке, необходимо очистить поврежденный участок. Лучше всего использовать припой ПОС-61, поскольку он содержит оптимальное количество олова, и хорошо держится. Для выполнения ремонта подойдет любой паяльник, мощность которого более 50 Вт. Главное, добраться его жалом к месту повреждения.
Вроде бы в этом способе восстановления целостности теплообменника нет ничего сложного, но на деле самостоятельно запаять радиатор без соответствующей сноровки вовсе не просто. Если есть такая возможность, лучше отдать радиатор в специализированную мастерскую, где его грамотно и быстро восстановит специалист.
Профилактика повреждений радиатора
Большинство автомобилистов интересует вопрос: как избежать повреждений радиатора охлаждения? Однозначного ответа на него нет. Невозможно с уверенностью гарантировать, что во время эксплуатации теплообменник не даст течь. Но, если выполнять определенные рекомендации, можно существенно увеличить его срок службы:
- Вовремя менять охлаждающую жидкость и контролировать ее уровень в системе.
- Ограничить все резиновые уплотнители теплообменника от контакта с маслом и другими агрессивными техническими жидкостями.
- Проверять систему охлаждения двигателя на наличие в ней избыточного давления. Для этого после прогрева силового агрегата следует сдавить рукой большой патрубок. Если все нормально, то он свободно сжимается. Иначе, необходимо стравить давление во избежание повреждения теплообменника.
Специалисты рекомендуют выполнять полную очистку радиатора одновременно с заменой охлаждающей жидкости