Эпоха Страны Советов запомнилась знаковостью практически во всех отраслях народного хозяйства. Не стало исключением и автомобилестроение, а вот поистине советским транспортным средством заслуженно считается знакомый и милый всем «Запорожец».
Адекватная стоимость, доступность и довольно неплохие ходовые и эксплуатационные характеристики сделали эти небольшие автомобильчики культом эпохи СССР. Цена «ушастых» и «горбатых» была значительно ниже в сравнении с Жигулями, Москвичами либо Волгами, что также положительно сыграло на их популярности среди простых обывателей, не обремененных большими финансовыми средствами.
Стоит отметить, что популярность Запорожцев дополнительно была подкреплена различными модификациями модели. Это один из первых отечественных серийных автомобилей, который был идеально адаптирован под ручное управление для инвалидов.
Однако время нещадно, и технический прогресс постоянно диктует новые правила, ввиду чего популярность ЗАЗов стала стремительно угасать уже к началу 90-х годов, а сегодня эти транспортные средства стали только объектами шуток и насмешек.
Во многом на такое положение дел повлиял своеобразный внешний вид всех модификаций. Но, справедливости ради стоит сказать, что облик Запорожца никогда не являлся его недостатком, а скорее изюминкой.
Если более детально рассматривать историю возникновения модели, можно определить, что возникновение подобного дизайна кузова этого транспортного средства вовсе не случайность, а оправданная конструкторская задумка.
Содержание
Как создавали Запорожец
Народный автомобиль проектировали несколько лет. В народном транспортном средстве все должно быть максимально аскетичным и простым для восприятия, в том числе и дизайн.
На протяжении всего этапа разработки модели, конструкторы НАМИ представляли множество различных вариантов ее внешнего вида, большинство из которых были весьма интересными, но из-за своего не «совсем советского» облика не были утверждены специальными приемными комиссиями.
Но, одним из наиболее удачных вариантов, стал прототип транспортного средства, который был разработан совместно с конструкторами Ирбитского мотозавода.
Все началось с того, что продолжительный период времени в адрес завода было направлено большое количество писем от различных инстанций и простых граждан, с просьбой освоить массовый выпуск доступного, простого и неприхотливого в обслуживании транспортного средства, что-то вроде гибрида мотоцикла и автомобиля.
В связи с этим, группа конструкторов под руководством Федора Алексеевича Реппиха принялась за создание прототипа, который бы полностью удовлетворял всем заявленным требованиям и позже стал всенародным транспортным средством.
С чего все начиналось
Идея создания народного автомобиля Страны Советов стала актуальной еще в начале 50-х годов. Стоит отметить, что как раз в эту пору начались повсеместные стройки жилых и промышленных объектов, которые сегодня больше известны как «хрущевки».
Именно в период послевоенного восстановления страны появилась потребность в простых и доступных благах, в том числе и автомобильном транспорте. Как говорится: все должно быть доступным и надежным.
Что касается транспортных средств, то подобный запрос можно было сформулировать так: народу нужен недорогой, экономичный и небольшой автомобиль, который сможет полностью удовлетворить потребности в перевозке среднестатистической семьи, состоящей из 3-4 человек.
При этом транспортное средство не обязательно должно было быть полноценным автомобилем. Среднестатистического обывателя вполне устроит гибрид мотоцикла и машины. Главный упор должен быть сделан именно на его доступность во всех отношениях.
Именно эти критерии стали основополагающими при создании первой модели Запорожца. Подчеркнем, что изначально выпуск модели планировалось наладить на заводе, который производил «Москвич», но мощностей МЗМА не хватало для этих целей.
Ввиду чего было принято решение перенести производство Запорожца на завод «Коммунар», который в то время занимался выпуском сельхозтехники. Создание окончательного варианта серийной модели было поручено конструкторам Научного автомоторного института, которые, кстати, разрабатывали практически все модели автопрома СССР.
Что еще примечательного в автомобилях марки ЗАЗ
На дизайн итоговой модели транспортного средства, а также ранних вариантов автомобиля повлияли несколько требований, которые были основаны согласно следующим факторам:
- Экономичность – задача №1 перед конструкторами.
- Высокая проходимость, с учетом того, что большая часть транспортных средств предназначалась для жителей сельской местности.
- Трендом тех лет считался заднеприводный, двухдверный экономичный седан с задним расположением силового агрегата.
- Небольшие габариты и правильное распределение массы, что очень положительно отразилось на проходимости транспортного средства.
Таким был легендарный советский Запорожец, таким он запомнится нам. Большинство автоэкспертов уверены, что если бы выпуск ЗАЗ-968 не был прекращен, это транспортное средство стало бы одним из самых популярных в мире.