Тяжело встретить такого водителя, который бы не был знаком с ситуацией, когда закипает мотор транспортного средства. В этом случае приходится останавливаться, и ждать пока силовой агрегат не остынет.
Подобная ситуация является предпосылкой к немедленному визиту в автосервис для установления причины закипания двигателя с последующим устранением неисправности.
Содержание
Как устроена и работает система охлаждения двигателя
Мотор может перегреться только из-за неполадок в системе его охлаждения. Существует довольно много причин некорректного функционирования системы охлаждения силового агрегата, большинство из которых вызваны отсутствием ее периодического обслуживания.
Принцип функционирования системы заключается в отводе тепла, вырабатываемого мотором, за счет постоянной циркуляции специальной охлаждающей жидкости (антифриз).
Его постоянное движение по каналам системы обеспечивается за счет работы помпы. Однако циркуляция антифриза в системе может быть нарушена. Это случается по следующим причинам:
- завоздушивание системы;
- снижение уровня охлаждающей жидкости;
- непроходимость каналов;
- неисправность элементов системы охлаждения.
Помимо жидкостного охлаждения силового агрегата, существует еще дополнительное – воздушное, которое отличается меньшей эффективностью. Оно реализовано посредством вентилятора охлаждения теплообменника.
Часто из-за неполадок в электрической части, воздушное охлаждение перестает функционировать, что является одной из возможных причин перегрева силового агрегата.
Система охлаждения мотора транспортного средства устроена таким образом, что полностью исключает закипание антифриза, являющегося причиной перегрева с последующим выходом силового агрегата из строя.
Любые неполадки с охлаждением двигателя, негативно отражаются на его работоспособности и эксплуатационном ресурсе, поэтому подлежат немедленному устранению. Если продолжать не обращать внимание на периодическое закипание антифриза в системе, силовой агрегат попросту выйдет из строя из-за критического износа его взаимодействующих деталей.
Закипает мотор достаточно просто. Температура охлаждающей жидкости постепенно возрастает, пока не достигает критической отметки, и начинает закипать. Вследствие этого значительно повышается давление, в результате чего выдавливается крышка радиатора, и охлаждающая жидкость покидает пределы системы, проливаясь на горячий блок цилиндров.
Помимо этого, причиной роста температуры может послужить непроходимость магистралей системы охлаждения, снижение уровня антифриза, неисправность механических элементов.
Причины перегрева силового агрегата
Почему закипает мотор автомобиля во время движения? Эти причины необходимо знать, чтобы не стать заложником неприятной ситуации, когда придется стоять посреди дороги с открытым капотом, из-под которого валит столп пара.
Самыми распространенными причинами повышения температуры принято считать:
- выход термостата из строя;
- некорректная работа помпы;
- снижение уровня антифриза;
- непроходимость магистралей;
- завоздушивание системы;
- поломка вентилятора.
Отметим, что каждая из приведенных выше причин требует индивидуального подхода к диагностике и последующему устранению.
Чем опасен перегрев мотора
В случае, когда перегревается силовой агрегат транспортного средства, наблюдается целый ряд проблем в его последующей работе. Специалисты выделяют несколько типов перегрева автомобильного двигателя. Перечислим их:
- Локальный (перегрев только одного участка мотора).
- Перегрев средней тяжести.
- Полный перегрев, который является причиной выхода силового агрегата из строя.
В большинстве случаев можно предотвратить закипание антифриза в системе охлаждения и спасти силовой агрегат от перегрева, который может вызвать его последующее заклинивание.
Главное, вовремя заметить рост температуры охлаждающей жидкости, и, не допуская ее подъема до критической отметки, вовремя заглушить силовой агрегат, чтобы он полностью остыл.
Если двигатель был заглушен на стадии среднего перегрева, вполне возможно, что серьезно он не пострадает, и это никак не отразится на дальнейшей эксплуатации. Однако при полном перегреве могут возникнуть такие проблемы:
- выход из строя прокладки блока цилиндров;
- разрушение поршневой части;
- деформация поршней;
- повреждение привалочной плоскости ГБЦ, вследствие воздействия высокой температуры;
- возникновение трещин на корпусе головки блока цилиндров;
- образование деформаций на поверхности тарелок клапанов.
Это далеко не все неисправности, которые возникают вследствие перегрева силового агрегата транспортного средства. Выйти из строя могут вкладыши, клапана, поршневые кольца и прочие элементы двигателя авто.
Что делать, если силовой агрегат закипел во время движения
При достижении температуры охлаждающей жидкости в 100 градусов, необходимо немедленно прекратить движение, при этом двигатель глушить не следует. Он должен работать некоторое время на холостых оборотах.
Помимо этого, нужно включить отопитель салона. Через время, температура охлаждающей жидкости должна значительно снизиться. Теперь можно продолжать движение.
Если из-под капота поднимается столп пара, необходимо немедленно остановиться. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие перегрева силового агрегата, следует заглушить его и дать покой автомобилю на определенное время. Желательно аккуратно открыть капот.
Отметим, что ни в коем случае не нужно пытаться остудить двигатель путем добавления холодного антифриза в систему охлаждения. Такая мера может привести к серьезным повреждениям головки блока цилиндров, поскольку из-за резкого перепада температуры существует вероятность деформации ГБЦ.