Полный привод пользуется особой популярностью среди автомобилистов всех категорий. Относительно недавно такой тип передачи усилия на все колеса использовался исключительно на внедорожных автомобилях.
Однако в начале 90-х годов практически все автопроизводители стали выпускать серийные модели транспортных средств с различными типами полного привода.
К главным особенностям полного привода можно отнести:
- улучшенное сцепление шин при движении по скользкой поверхности;
- повышение ходовых характеристик транспортного средства;
- меньшую нагрузку на мотор при преодолении сложных участков пути;
- увеличение разгонной динамики;
- повышенную проходимость;
- значительное улучшение управляемости транспортного средства.
Главными минусами полного привода являются, его сложная конструкция из-за чего увеличивается стоимость обслуживания и ремонта. Помимо этого, у автомобиля оборудованного полным приводом увеличивается расход топлива.
Полноприводные трансмиссии по их рабочим принципам можно разделить на следующие типы:
- Постоянно функционирующий полный привод
- Автоматически включаемый
- Полный привод, подключаемый водителем вручную
Опишем основные особенности каждого типа.
Постоянный полный привод
В конструкцию такой трансмиссии включены следующие детали:
- КПП;
- сцепление;
- раздаточная коробка;
- полуоси;
- межосевой дифференциал;
- карданные передачи на оси;
- межколесные дифференциалы;
- главные передачи на оси.
Главной особенностью постоянно работающего полного привода является то, что им может быть оборудован автомобиль с различными вариантами расположения силового агрегата и коробки переключения передач.
Функционирует трансмиссия так: крутящий момент от силового агрегата передается на раздаточную коробку, где при помощи дифференциала распределяется меду осями транспортного средства.
Равномерное распределение усилия на каждое из колес осуществляется при помощи межколесных дифференциалов. Если в момент движения скорость вращения какого-то из колес транспортного средства самопроизвольно изменяется в большую либо меньшую сторону, включается система блокировки дифференциалов. Это позволяет сохранить заданную траекторию движения автомобиля.
Самими распространенными конструкциями постоянно работающего полного привода являются 4-Matic (Mercedes), xDrive (BMW) и Quattro (Audi).
Последняя появилась в начале 1980-х годов, и на сегодняшний день является эталонным типом постоянного полного привода, который используется на седанах. Отметим, что Quattro разработана специально для продольного расположения силового агрегата. Это значит, что во время движения нагрузка на него будет самой минимальной.
Еще одним популярным видом постоянного полного привода является xDrive от BMW. Этот тип трансмиссии был разработан баварцами исключительно для своих моделей внедорожников.
Однако со временем, он стал входить в конструкцию большинства легковых моделей. Одна из последних модификаций полного привода оснащена набором различных дополнительных систем, что позволило значительно увеличить возможности трансмиссии.
В середине 1980-х компания Mercedes представила свой постоянный полный привод 4-Matic. Сейчас этот тип трансмиссии является едва ли не самым популярным благодаря своей надежности и возможности его совмещения с автоматическими типами коробки переключения передач.
Автоматически включаемый полный привод
В конструкцию автоматической системы полного привода включены следующие элементы:
- КПП;
- узел сцепления;
- раздаточная коробка;
- механизмы передачи ведущих передней и задней осей;
- полуоси;
- карданная передача;
- межколесные дифференциалы ведущих осей;
- муфта, включающая заднюю ось в работу.
На сегодняшний день этот тип полного привода является самым распространенным. Практически все производители транспортных средств используют его на большинстве внедорожных автомобилей.
Помимо этого, автоматически активируемый полный привод идеально адаптирован для легковых моделей, поскольку позволяет снизить нагрузку на силовой агрегат при сложных дорожных условиях путем включения всех колес.
Главной особенностью функционирования этого типа трансмиссии является то, что полный привод на все колеса активируется автоматически при проскальзывании ведущей пары.
Во время движения крутящий момент передается на ведущую колесную пару через дифференциал и КПП, помимо этого, в конструкции трансмиссии предусмотрена раздаточная коробка, часть усилия через которую, передается фрикционной муфте.
Во время стандартного движения без резкой смены обстановки, муфта передает 10% крутящего момента на ведомую ось. Как только изменяется дорожная обстановка и возрастает нагрузка на двигатель, фрикционная муфта подключает полный привод.
Самым известным типом автоматически активируемого полного привода является 4-Motion от компании Volkswagen. Он активно используется на большинстве серийных моделей с 1998 года.
Полноприводная трансмиссия с ручной активацией
В конструкционном плане активируемый вручную полный привод ни чем не отличается от постоянно работающего, однако, на современных транспортных средствах он практически не используется из-за низкого коэффициента передачи усилия.
Главным плюсом такого полного привода является равномерное (50х50) распределение усилия между ведущими осями. Ввиду этого, подключаемый вручную полный привод используется на мощных транспортных средствах повышенной проходимости.
Функционирует полный привод с ручной активацией по такому же принципу, как и постоянно работающий. Единственным отличием является то, что раздаточная коробка, которая подключает ведомую колесную пару, активируется вручную из салона транспортного средства.