Многие владельцы транспортных средств самостоятельно выполняют большинство ремонтных работ. Для этого необходимо хорошо изучить устройство и принцип функционирования отдельных узлов, деталей и систем автомобиля.
Подробно ознакомимся с устройством стартера, его типами и особенностями, распространенными неисправностями.
Содержание
Для чего нужен стартер
Название детали говорит само за себя. Стартер предназначен для запуска силового агрегата транспортного средства. Элемент имеет небольшие габариты, но отличается высокой мощностью за счет преобразования электрической энергии в механическую, необходимую для вращения коленчатого вала.
Конструкция стартера представляет собой двигатель постоянного тока относительно небольших размеров, оборудованный механическим приводом. Деталь включена в электрическую сеть автомобиля, и обеспечивает необходимую для эффективного запуска мотора частоту вращения коленвала.
Стартер работает по схеме четырехполюсного электромотора, который запитан от аккумуляторной батареи. Питание на его клеммы подается сразу после поворота ключа зажигания.
В зависимости от типа стартера и силового агрегата, за запуск которого он отвечает, устройство может иметь разную мощность. Большинство легковых автомобилей и кроссоверов с бензиновыми силовыми агрегатами комплектуются стартером мощностью 3 кВт.
Несмотря на то, что стартер является самым простым и надежным элементом для запуска автомобильного двигателя, производители постоянно разрабатывают различные дополнения, помогающие быстро и максимально завести силовой агрегат, сделать его эксплуатацию максимально безопасной и эффективной.
Типы стартеров
Детали запуска мотора транспортного средства делятся на два типа:
- Стартер без редуктора – отличается прямым взаимодействием с шестерней коленвала, в результате чего обеспечивается более быстрый пуск двигателя. Имеет простую конструкцию, отличается высокой надежностью и ремонтопригодностью.
- Редукторный стартер – элемент, который позволяет значительно увеличить крутящий момент, за счет чего, возможен запуск силового агрегата даже в случае критического уровня зарядки аккумуляторной батареи. Большинство автомобилистов предпочитают именно это тип стартера. Имеет более сложную конструкцию, но также отличается высокой надежностью. Его стоимость на порядок выше обычного стартера.
Особенности устройства автомобильного стартера
Для корректного запуска автомобильного двигателя необходим мощный источник как электрической, так и механической энергии. Стартер работает в тандеме с аккумуляторной батареей, являясь своеобразным источником пусковой энергии для силового агрегата.
Автомобильный стартер состоит из следующих элементов:
- Якорь – основной подвижный элемент, основание которого изготавливается из высокопрочной стали. На нем жестко запрессован сердечник, который имеет токопроводящий коллектор.
- Щетки предназначаются для подачи напряжения на контактную площадку якоря.
- Втягивающее реле – его назначение заключается в управлении перемещением обгонной муфты, которая обеспечивает сцепление бендикса стартера с коленвалом двигателя.
- Электродвигатель.
- Шестерня и бендикс – эти элементы взаимодействуют с коленчатым валом силового агрегата для его запуска.
Это стандартные элементы, которые составляют конструкцию любого типа стартера. Всего в устройстве стартера насчитывается около 50 различных деталей.
Главные отличительные черты между стартерами заключаются в реализации механизма, отвечающего за размыкание шестерен.
Отметим, что в транспортных средствах с автоматической коробкой передач, в стандартную конструкцию стартера могут быть включены дополнительные обмотки, назначение которых заключается в блокировании пуска силового агрегата при выставленном в положение «ход» селекторе АКПП.
Как работает стартер
Принцип функционирования автомобильного стартера не отличается сложностью. После поворота ключа в замке зажигания, на контакты стартера поступает электрический ток, вырабатываемый АКБ.
Далее запускается втягивающее реле, которое обеспечивает сцепление шестерни бендикса стартера с маховиком силового агрегата, для обеспечения его пуска.
Запуск двигателя осуществляется за счет вращения электромотора. После чего втягивающее реле убирает бендикс с шестерней, стартер деактивируется до следующего запуска. С виду кажется, что принцип функционирования устройства довольно сложен. Однако стоит один раз самостоятельно разобрать стартер, чтобы понять, как он устроен и работает.
Распространенные неисправности стартера
Составные детали стартера подвержены максимальной нагрузке в момент запуска силового агрегата. Несмотря на надежную конструкцию, элемент может работать некорректно, либо вовсе перестать функционировать, сведя на нет всю эксплуатацию автомобиля.
Перечислим основные неисправности автомобильного стартера:
- Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Первым делом необходимо проверить АКБ и токоподводящие провода. Если с ними все в порядке, неисправность может заключаться в выходе из строя деталей стартера (якоря, статора, реле).
- Стартер медленно вращает коленвал. Причиной такого явления может быть банальное окисление контактов АКБ либо стартера. Также в двигатель может быть залито моторное масло с большим показателем вязкости.
- Стартер крутит, а запуска силового агрегата нет. Возможная причина неисправности заключается в пробуксовке муфты свободного хода, критическом износе шестерни бендикса либо втягивающего реле.
- Сторонние шумы во время работы стартера являются свидетельством механического повреждения шестерни либо бендикса. Также может быть ослаблена пружина привода.
Стартер является элементом, без которого невозможна эксплуатация транспортного средства. Несмотря на надежную конструкцию, иногда возникают проблемы с этой деталью. Большинство ремонтных работ можно выполнить самостоятельно.