Бесперебойная работа электрических систем любого транспортного средства зависит от большинства факторов воздействующих на них. Условно все электрооборудование автомобиля можно разделить на две группы:
- источники энергии;
- потребители энергии.
Рассмотрим в публикации распространенные неисправности источников электрической энергии, которыми в транспортных средствах являются аккумуляторная батарея и генератор.
Нарушение функционирования любого из них делает невозможной эксплуатацию автомобиля. Чтобы не стать заложником неприятной ситуации в пути, и не пользоваться услугой эвакуатора, необходимо научится вовремя распознавать их потенциальные неисправности.
Для бесперебойного обеспечения электроэнергией автомобиля оба источника работают совместно. Выход из строя одного из них негативно отражается на работоспособности другого.
Например, некорректная работа аккумуляторной батареи является причиной увеличения зарядного тока, вырабатываемого генератором. Это, в свою очередь, может вывести из строя диодный мост (выпрямительный блок).
Если некорректно работает генератор, соответственно, ток зарядки, поступающий на АКБ, значительно возрастает, что приводит к снижению эксплуатационного ресурса источника питания.
Распространенные неполадки аккумуляторной батареи
Источник электрической энергии в автомобиле может функционировать некорректно, либо перестать функционировать вообще, по следующим причинам:
- механическое повреждение корпуса аккумуляторной батареи, из-за чего нарушается его герметичность и снижается уровень электролита;
- окисление клемм;
- короткое замыкание электродов АКБ;
- нарушение целостности пластин.
Описанные неисправности аккумуляторной батареи возникают вследствие ее неправильной эксплуатации, заводских дефектов либо окончания срока службы. Неправильная эксплуатация источника питания заключается в его постоянной разрядке и перезарядке из-за некорректной работы генератора.
Помимо этого, окисление контактов АКБ негативно отражается на ее работоспособности и состоянии, поэтому за состоянием клемм источника питания необходимо следить всегда.
Разряд АКБ происходит из-за частых либо продолжительных запусков силового агрегата. Как и перезарядка, разряд аккумулятора негативно отражается на его работоспособности, поскольку является причиной снижения емкости батареи.
Если источник питания плохо закреплен на своем посадочном месте, во время движения может быть поврежден его корпус.
АКБ имеет свой эксплуатационный ресурс, в течение которого она должна работать бесперебойно. Зачастую, аккумулятор служит 2,5-5 лет. Однако его ресурс напрямую зависит от условий эксплуатации и температурного режима.
Большинство современных источников питания выпускаются необслуживаемыми либо малообслуживаемыми. Это зависит исключительно от того, насколько быстро из электролита испаряется вода.
Заметим, что у необслуживаемого аккумулятора процесс испарения воды практически не протекает, находящегося в нем электролита хватает на весь эксплуатационный срок.
Определить наличие заводского брака источника питания (при условии, что на его корпусе отсутствуют механические повреждения) можно только после установки на автомобиль. Такие АКБ можно без проблем обменять на новые в точках их приобретения.
Неисправности автомобильного аккумулятора проявляются в невозможности запуска силового агрегата, а так же отсутствии тока, необходимого для питания электрооборудования во время стоянки транспортного средства. У большинства аккумуляторных батарей можно восстановить емкость, тем самым продлив их ресурс эксплуатации.
Следует подчеркнуть, что для АКБ очень важно соблюдение температурного режима и полярности при подключении силовых проводов к клеммам.
Например, повышенный разряд при минусовой температуре является причиной замерзания электролита, в результате чего, корпус источника питания может быть поврежден.
Поломки генератора
Ввиду своих конструкционных особенностей, генератор отличается от аккумуляторной батареи более сложными поломками, многие из которых не подлежат восстановлению. Опишем их:
- выход из строя регулятора напряжения;
- межвитковое замыкание;
- повреждение ротора либо статора;
- выработка щеток;
- выход из строя диодного моста (выпрямительного блок);
- повреждение подшипника;
- разрушение шкива;
- выход из строя коллектора;
- неисправности проводки;
- механические повреждения корпуса генератора.
Большинство перечисленных неисправностей элемента возникает вследствие его неправильной эксплуатации. Например, постоянная работа при критической нагрузке, неправильное натяжение приводного ремня, воздействие влаги, повышенной либо пониженной температуры, механические повреждения.
Если подшипник генератора поврежден, отчетливо слышится сторонний звук во время работы устройства. Некорректная работа генератора сопровождается низкой величиной тока зарядки, о чем свидетельствует загорание соответствующего индикатора на приборной панели.