Безопасность движения, один из главных критериев, предъявляемых к любому транспортному средству.
Помимо ремней безопасности, современные автомобиля комплектуются подушками безопасности (Airbag), которые различаются своей конструкцией и местом расположения.
Содержание
Конструкционные особенности подушек безопасности
Любая подушка безопасности имеет весьма простое устройство. В конструкцию каждого типа Airbag включены следующие составные элементы:
- Сумка – располагается в специальной нише, закрытой пластиковой либо тканевой накладкой. Представляет собой небольшую нейлоновую оболочку, толщина которой не превышает 0,4 мм.
- Датчики удара – включены в конструкцию любой подушки безопасности и располагаются в передней части транспортного средства. Их главное назначение заключается в своевременной активации Airbag во время контакта с препятствием. Чтобы исключить ложные срабатывания подушки безопасности скорость движения автомобиля во время движения и площадь контакта передней части при наезде на препятствие заранее регулируются под определенные параметры. Стоит отметить, что датчики удара условно делятся на два вида: ударные и датчики нагрузки на водительское и пассажирское кресла. Дополнительно в конструкцию системы могут быть включены акселерометры, назначение которых заключается в корректном определении положения транспортного средства в момент аварии.
- Газогенератор – их первые конструкции были проработаны не до конца, и оснащались всего лишь одним пиропатроном. Это не позволяло корректно наполнить подушку безопасности в момент ДТП. Сегодня газогенераторы имеют два пиропатрона, один из которых наполняет Airbag на 80% для мягкого контакта тела человека. Далее в работу включается датчик, и, при необходимости более полного наполнения подушки безопасности, активируется второй пиропатрон.
Все компоненты Airbag должны работать корректно и находится в исправном состоянии. Только в этом случае можно гарантировать надежность подушек безопасности.
Как срабатывает Airbag во время аварии
Условно принцип срабатывания подушки безопасности можно разделить на следующие этапы:
- контакт передней части автомобиля на скорости с препятствием;
- автоматическая активация датчиков Airbag, которые предают сигнал на ЭБУ;
- после обработки сигнала блоком управления он поступает на исполнительные элементы, которые активируют Airbag;
- спустя 25-35 миллисекунд после активации подушка безопасности полностью заполняется озоном либо аргоном, который поступает в ее полость под большим давлением (более 200 мПа), предварительно проходя через специальный металлический фильтр;
- находящиеся в салоне транспортного средства водитель и пассажир ударяются об раскрывшуюся подушку безопасности, что позволяет значительно снизить вероятность получения серьезной травмы и смертельного исхода;
- после этого подушка безопасности самопроизвольно «опадает».
Если говорить о функциональности, надежности и безопасности Airbag, необходимо обязательно учесть количество и расположение подушек безопасности на транспортном средстве.
Многие автомобили имеют только две Airbag, расположенные в рулевом колесе и на торпедо, напротив пассажирского кресла. Другие модели транспортных средств имеют дополнительные Airbag, которые устанавливаются в боковых нишах, коленной области и т. д.
Какими бывают подушки безопасности
Большинство транспортных средств имеет несколько видов Airbag, каждый из которых отличается своими конструкционными и функциональными особенностями. Опишем их:
- фронтальные подушки безопасности располагаются в рулевом колесе и торпедо в области переднего пассажирского кресла. Входят в комплектацию всех транспортных средств, и обеспечивают надежную защиту лицевой и грудной области во время аварии. Различаются своими размерами, поскольку расстояние от пассажирского кресла до торпедо значительно больше, чем расстояние от водительского кресла до руля. Большинство таких Airbag активируются только при контакте передней части транспортного средства с препятствием. Однако на большинстве последних моделей автомобилей имеются многоступенчатые подушки безопасности, которые срабатывают не только в случае прямого удара. Стоит отметить, что на передних фронтальных Airbag имеется кнопка деактивации подушки безопасности, которую следует нажать во время перевозки ребенка в специальном автокресле.
- Боковые Airbag зачастую встречаются только в премиальных комплектациях автомобилей и спорткарах. Назначение таких подушек безопасности заключается в снижении получения серьезной травмы при боковом столкновении. Зачастую такие Airbag размещаются в передних креслах. Стоит отметить, что предусмотрены боковые подушки безопасности для защиты пассажиров заднего дивана. Важно: если транспортное средство укомплектовано боковыми Airbag, желательно исключить хранение каких-либо острых предметов в дверных нишах.
- Шторки защищают водителя и пассажиров от осколков стекол. Размещаются в боковых стойках, креслах либо крыше транспортного средства. Активируются как при прямом так и боковом столкновении. Дополнительно могут устанавливаться для защиты пассажиров заднего ряда.
- Коленные Airbag активируются во время фронтального столкновения транспортного средства с препятствием. Размещаются на большинстве моделей средней ценовой категории, и располагаются под рулевым колесом и торпедо. Стоит отметить, что при наличии коленных подушек безопасности на автомобиле, необходимо отрегулировать положение водительского кресла таким образом, чтобы колени водителя находились на расстоянии не менее 100 мм от нижней части торпедо.
Помимо этого существуют центральные и задние боковые Airbag, но они практически не используются на современных моделях транспортных средств. Во время приобретения автомобиля с пробегом желательно проверить состояние подушек безопасности. Выполнить эту процедуру можно в любом автосервисе.