Популярность автомобилей с автоматической трансмиссией постоянно растет во всем мире. Однако автоматическая коробка переключения передач – это условное понятие, которое объединяет три типа абсолютно разных систем трансмиссий:
- гидромеханическая АКПП является одним из первых видов автоматики, отличающаяся своей надежностью и высокими эксплуатационными характеристиками;
- CVT (вариатор);
- РКПП (роботизированная механическая коробка переключения передач).
Отметим, что далеко не каждый из автомобилистов может отличить друг от друга эти типы трансмиссии. Но, эксплуатация транспортного средства подразумевает грамотное и своевременное обслуживание всех его агрегатов и узлов.
Детально опишем принцип функционирования и особенности правильного обслуживания одного из самых распространенных типов автоматической трансмиссии – вариатора.
Функциональные особенности вариатора
Вариатор является бесступенчатым типом АКПП, поэтому отличается от стандартных «автоматов» конструкционными особенностями и функционированием. Его основными чертами являются надежность и стабильная работа, плавное переключение диапазонов, отсутствие пробуксовок, задержек при смене передач, биений и т. д., при условии соблюдения всех эксплуатационных требований.
Оборудованный вариатором автомобиль имеет хорошую разгонную динамику. Набор скорости осуществляется плавно и без рывков, в отличие от других типов автоматической трансмиссии. Отметим, что CVT работает намного стабильнее, чем современная РКПП с двумя сцеплениями.
Основными достоинствами вариатора являются:
- снижение потребления топлива;
- равномерное распределение нагрузки между силовым агрегатом и трансмиссией;
- простое и удобное переключение диапазонов;
- обеспечение максимального комфорта во время движения.
С учетом всех плюсов CVT можно было бы назвать идеальным вариантом АКПП. Но, ряд существенных недостатков говорит об обратном. Перечислим их:
- наличие определенных ограничений в процессе эксплуатации;
- низкая ремонтопригодность;
- высокая стоимость, сложность обслуживания и ремонта;
- некоторые неисправности не поддаются восстановлению, в этом случае придется менять вариатор;
- значительно сниженный ресурс.
Однако, при правильном подходе к эксплуатации, вариатор будет служить долго и безотказно.
Как правильно ездить на автомобиле с CVT
В принципе, переключение передач на вариаторе не отличается от классической АКПП, все диапазоны одинаковы: D – движение вперед, P – режим парковки и т. д. Помимо этого, на автомобилях с CVT предусмотрена возможность управления коробкой в ручном режиме (дополнительное включение повышенных и пониженных передач), перевод трансмиссии в спортивный и экономичный режимы.
Очень важно знать основы управления транспортным средством, на котором установлен вариатор, поскольку на работоспособности этого типа коробки передач негативно отражается резкое увеличение крутящего момента. А постоянные, высокие нагрузки, вовсе губительны для CVT. Говоря проще, агрессивный стиль управления не подходит автомобилям с вариаторной трансмиссией.
Трогаться и набирать скорость на CVT следует плавно, без резких нажатий акселератора, постепенно увеличивая обороты силового агрегата. Иначе некорректной работы и серьезных неисправностей не избежать. Известны случаи полного выхода вариатора из строя из-за неправильной эксплуатации на новых транспортных средствах с пробегом 30-50 тыс. км.
Стоит отметить, что с наступлением холодной поры года вариатор нуждается в обязательном прогреве, поскольку рабочая жидкость при пониженной температуре теряет свои свойства. Этот тип трансмиссии очень требователен к качеству и уровню смазки. Можно запросто погубить коробку некачественным трансмиссионным маслом.
Прогревают CVT не так, как классическую АКПП (последовательным включением режимов с некоторой задержкой). Поскольку конструкция вариатора значительно отличается от стандартной гидромеханической автоматики, его прогрев осуществляется по-другому.
Вариатор прогревается одновременно с двигателем, при этом его рычаг следует перевести в положение «N». После прогрева нужно трогаться плавно и первые 2,5-5 км не нагружать трансмиссию, двигаясь с умеренной скоростью.
При температуре воздуха менее -30 градусов эксплуатировать транспортное средство с вариатором категорически не рекомендуется. Если выехать все же нужно, следует долго прогревать коробку на холостых оборотах, во время движения всячески избегать агрессивного стиля управления, резкого увеличения скорости.
На работоспособности любого CVT негативно отражаются нагрузки и пробуксовки. Многие автовладельцы ошибочно считают кроссоверы с вариаторной трансмиссией серьезными внедорожниками, стихия которых пересеченная местность.
Помимо этого, любому транспортному средству с вариатором категорически запрещено выполнение буксировки и перевозки различных грузов. Повышенные нагрузки негативно отражаются на работе КПП, вызывая повышенный износ ее элементов, что в дальнейшем послужит причиной дорогостоящего ремонта, либо замены узла.
Особенности обслуживания CVT
В основе обслуживания вариатора лежит постоянный контроль уровня и состояния трансмиссионного масла. Некачественная либо попросту не вовремя поменянная рабочая жидкость в коробке передач является одной из основных причин сбоев, некорректной работы и серьезных поломок узла.
В вариатор заливается особая смазывающая жидкость, которая обеспечивает стабильную и качественную смазку всех взаимодействующих деталей, позволяя полностью исключить их проскальзывание.
Согласно требованиям производителя, замена трансмиссионного масла в вариаторе осуществляется каждые 50-60 тыс. км. На практике, все иначе, поскольку оптимальным интервалом замены рабочей жидкости является 30-40 тыс. км, независимо от интенсивности эксплуатации транспортного средства.
В итоге, идеальным вариантом эксплуатации CVT-трансмиссии является городской режим и незагруженные автомагистрали. По мнению большинства автоэкспертов, вариатор абсолютно не пригоден для установки на внедорожники, которые постоянно эксплуатируются в условиях бездорожья. Поэтому, от приобретения кроссовера с CVT любителям агрессивного стиля вождения, лучше всего отказаться.