Механическая коробка передач является самым надежным видом трансмиссии, что позволило ей на протяжении многих десятилетий занимать лидирующие позиции среди других типов передачи усилия от силового агрегата к ведущим колесам автомобиля.
Большинство серийных моделей транспортных средств комплектуются пятиступенчатой либо шестиступенчатой МКПП. Однако сегодня можно встретить и семиступенчатую «механику».
Автопроизводители постоянно модернизируют этот тип трансмиссии, при этом, основной принцип ее функционирования остается неизменным.
В отличие от автоматической трансмиссии, МКПП позволяет водителю самостоятельно выбрать оптимальный режим работы силового агрегата во время преодоления сложных участков пути.
При правильной эксплуатации коробки передач удается минимизировать нагрузку на двигатель, что позволяет значительно продлить его ресурс.
Содержание
Использование механической коробки передач во время смены дорожной обстановки
Опишем особенности управления механической коробкой переключения передач в разных дорожных условиях:
- Выполнения маневров на сухом асфальтированном покрытии осуществляется после переключения на пониженную передачу. При этом необходимо периодически контролировать скорость движения автомобиля. Благодаря этому получится добиться устойчивого положения транспортного средства во время движения. После выполнения маневра можно смело переключаться на повышенную передачу и набирать скорость.
- Управлять автомобилем на скользкой дороге необходимо максимально осторожно. Если машина не оборудована системами безопасности (ABS, ESP), при въезде на скользкую дорогу следует снизить скорость, и переключится на самую низкую передачу.
- Чтобы хорошо контролировать положение транспортного средства необходимо снизить до минимума обороты силового агрегата. Торможение на скользкой поверхности нужно выполнять во время перехода на пониженную передачу.
- Движение на подъем следует начинать с оценки всего пути, чтобы проехать максимальную дистанцию на одной передаче. Преодолевать подъем необходимо на 2 либо 3 передаче, при этом, желательно удерживать постоянную скорость. Это поможет снизить нагрузку на двигатель. Большинство автомобилистов предпочитают спускаться с подъема на нейтральной передаче. Отчасти это правильно. Однако рекомендуем двигаться со спуска (особенно если он крут), с включенной пониженной передачей. Так будет проще контролировать траекторию движения автомобиля.
- При пробуксовке ведущих колес на заснеженной поверхности либо в грязи, следует применить тактику движения «в раскачку». Включить первую передачу и начать движение вперед, после чего, переключиться на заднюю скорость.
- Преодоление бродов чревато попаданием влаги внутрь выхлопной системы и силового агрегат автомобиля. Поэтому, большинство внедорожников и транспортных средств специального назначения имеют особое приспособление – шноркель. В случае его отсутствия категорически не рекомендуем преодолевать броды, глубина которых достигает линии выхлопной трубы. Проезжать глубокие влажные места рекомендуется на небольшой скорости и пониженной передаче. Перед бродом нужно слегка разогнаться, чтобы проехать воду по инерции. Заехав в воду, следует постоянно увеличивать обороты силового агрегата до тех пор, пока колеса автомобиля не окажутся на сухом участке.
- Во время длительного движения в пробке, приходится часто останавливаться и глушить мотор транспортного средства. В том случае не рекомендуем долго выжимать педаль сцепления, поскольку от этого быстрее выходит из строя сам механизм.
Особенности эксплуатации механической коробки передач
Приведем несколько рекомендаций, которые помогут максимально правильно и эффективно использовать МКПП:
- Чтобы избежать повышенных нагрузок на коробку передач, предотвратить ее преждевременный выход из строя и полностью контролировать траекторию движения автомобиля на любой поверхности, не рекомендуем быстро переключать передачи. Помимо этого не следует резко дергать за рычаг МКПП, прилагать к нему усилия.
- Во время включения передач нужно полностью выжимать сцепление, после чего плавно его отпускать. Такая мера поможет предотвратить его поломку.
- Необходимо полностью избегать переключения передач во время выполнения маневров и поворотом. Зачастую подобные действия вызывают нарушение траектории движения транспортного средства. Запрещается включать заднюю скорость во время прямолинейного движения автомобиля.
- При переходе с автоматической коробки передач на МКПП, не следует двигаться на больших скоростях до полной адаптации к новому типу трансмиссии.
- Не следует пренебрегать проверкой уровня и состояния трансмиссионного масла, поскольку его недостаток и неудовлетворительное состояние негативно отражается на работоспособности механической коробки передач.
- Категорически противопоказано оставлять транспортное средство при минусовой температуре с включенной передачей. В остальных случаях, противопоказаний к этому нет.
- Важно: при переключении передач на механической коробке, следует строго соблюдать последовательность, начиная с самой меньшей и заканчивая повышенной, и наоборот. Иначе эксплуатационный ресурс МКПП будет недолгим.
- Запрещено перегружать транспортное средство свыше разрешенной производителем массы, в противном случае трансмиссия и узел сцепления могут выйти из строя.
- Независимо от того, в каком положении находится рычаг МКПП, перед тем, как запустить силовой агрегат нужно полностью выключить сцепление.
- Неправильная эксплуатация и отсутствие периодического обслуживания значительно сокращают срок службы механической трансмиссии. В целом, это надежный узел, при правильном обращении с которым, не должно возникнуть каких-либо проблем.
В отличие от других типов автоматической трансмиссии МКПП является простым в обслуживании и ремонтопригодным агрегатом транспортного средства.