Многие владельцы транспортных средств с дизельными моторами рассматривают установку на них газобаллонной системы. Отчасти такая необходимость продиктована исключительно экономическими соображениями, поскольку газ на сегодняшний день стоит дешевле жидкого топлива.
Итак, насколько оправдана возможность установки ГБО на дизельный мотор, и каковы принципиальные конструкционные и эксплуатационные отличия между установками для бензиновых, и работающих на ДТ двигателях.
Стоит отметить, что газобаллонное оборудование в нашей стране стали устанавливать на дизельные моторы около 30 лет назад. Тогда подобные эксперименты активно внедрялись заводом КАМАЗ, однако, они так и не попали в серийное производство.
Содержание
Технологические особенности
Относительно недавно установка газобаллонного оборудования на дизельный силовой агрегат считалась чем-то невероятным. Это связано с тем, что системы зажигания и подачи топлива в таком моторе устроены по-другому, и чтобы в качестве основного топлива использовать газ, необходимо подвергнуть их полным изменениям.
В итоге получается мотор новой конструкции, который предназначается для функционирования на газообразном топливе. В связи с определенными сложностями, такая переделка абсолютна нецелесообразна.
Сегодня ГБО на дизельный двигатель подразумевает установку оборудования исключительно для использования газа, как дополнительного источника топлива.
Делается это отчасти из экономических соображений. В основном газобаллонное оборудование устанавливают на технику специального назначения, расход топлива в которой является существенной причиной к повышению стоимости эксплуатации.
Как работает газобаллонная установка с дизельным мотором
Главной особенностью функционирования дизельного двигателя является его система воспламенения топлива под давлением, газообразную смесь таким образом воспламенить не получится.
- Соответственно, необходимо применить следующую схему: подать в цилиндры небольшую порцию дизтоплива для его воспламенения, а уже потом газ. Во время реализации такого способа подачи топлива, обе форсунки (дизельная и газовая) работают одновременно.
Что касается пропорционального соотношения рабочей смеси (дизтопливо/газ), то ее формирование осуществляется согласно величине оборотов силового агрегата.
Например, чем ниже обороты, тем больше дизтоплива впрыскивается в цилиндры мотора, с ростом оборотов увеличивается подача газа. Зачастую в процентах это составляет примерно 50/50, если силовой агрегат переведен на пропан.
Если в качестве газообразного топлива используется метан, его доля увеличивается до 70-85% газа. Наибольшая топливная экономичность дизельных моторов с установленным газобаллонным оборудованием отмечается во время движения по трассе.
Конструкционные особенности ГБО для дизельного мотора
Принципиальных отличий между газобаллонными установками для дизельного и бензинового силовых агрегатов нет, за исключением того, что для первой используется особая система подачи ДТ в цилиндры.
Стоит отметить, что в большинстве транспортных средств, дизельные моторы которых переведены на газ, используются специальные дополнительные блоки управления (актуаторы), позволяющие отсекать подачу жидкого топлива в цилиндры, и, наоборот, в случае, когда закончился газ, либо сработала защита.
Помимо этого, в салоне автомобиля имеется переключатель, который принудительно отключает подачу газа в цилиндры мотора.
Экономическое обоснование установки ГБО на дизельный мотор
Постоянный рост цен на нефть заставляет находить и использовать принципиально новые источники энергии, в том числе и газобаллонные установки.
Большинство лидеров мирового автопрома специально проектируют и выпускают дизельные транспортные средства с газобаллонными установками. Многие из них далеко не техника специального назначения и коммерческие автомобили.
Эксплуатация таких транспортных средств экономически выгодна в регионах с наличием инфраструктуры соответствующих заправочных станций.
Поскольку на экологию большинство владельцев транспортных средств не обращают абсолютно никакого внимания, поэтому для них главным критерием установки ГБО на дизельный двигатель является топливная экономичность.
При этом абсолютно никак не страдают его основные рабочие показатели. Подчеркнем, что за счет полного сгорания газообразного топлива в цилиндрах, мощность и динамика силового агрегата только увеличиваются.
Основными достоинствами установки газобаллонной установки на дизельный двигатель помимо значительной экономии топлива являются продолжительный ресурс его эксплуатации, экологичность и другие существенные преимущества, связанные с работой на биотопливе.
Недостатки установки ГБО на дизельный мотор
Перечислим основные минусы газобаллонных установок на дизельных двигателях:
- Высокая стоимость, как оборудования, так и его установки.
- Целесообразнее устанавливать ГБО при интенсивной эксплуатации транспортного средства, в противном случае, экономической выгоды от этого не будет.
- Отсутствие специализированных заправочных станций в большинстве регионов.
Как видно, недостатки установки газобаллонной установки связаны исключительно с финансовой стороной вопроса, каких-либо технических и конструкционных противопоказаний, существенно влияющих на безопасность эксплуатации нет.
Это значит, что владельцам, интенсивно эксплуатирующим свои транспортные средства с дизельными моторами, следует присмотреться к этому более подробно.