Свечи зажигания относятся к тем элементам, о существовании которых водитель начинает вспоминать только во время некорректного запуска силового агрегата. А жаль. Свечи зажигания являются едва ли не самым важным элементом, обеспечивающим корректную работу силового агрегата.
Поэтому, если они находятся в неудовлетворительном состоянии и функционируют плохо, двигатель транспортного средства будет дополнительно страдать из-за этого.
Что такое свеча зажигания
Свеча зажигания представляет собой небольшое устройство, которое крепится к цилиндру мотора посредством резьбового соединения и обеспечивает воспламенение рабочей смеси. Функционирует свеча посредством подачи высокого напряжения к ее электродам.
Поскольку свечи зажигания постоянно находятся под высокой нагрузкой, к ним предъявляются повышенные требования относительно надежности их конструкции и принципа функционирования.
Ввиду этого, существует несколько критериев выбора свечей зажигания, которые должен знать каждый владелец транспортного средства.
Как правильно выбрать свечи зажигания
Основные критерии, которые предъявляются к устройствам воспламенения топливной смеси:
- Стойкость к воздействию высоких температур (1000 градусов и более), а также повышенные изоляционные свойства.
- Обеспечение корректной работы при высоком напряжении (до 40 тыс. Вольт).
- Повышенная теплопроводность изоляционного материала и электродов свечи зажигания.
- Хорошая адаптация к различным химическим процессам и постоянно возникающим тепловым ударам внутри цилиндров силового агрегата.
Независимо от режимов работы автомобильного двигателя, свечи должны работать корректно и бесперебойно.
Каждая свеча зажигания имеет свои индивидуальные характеристики, к которым относятся:
- Калильное число
- Температура, обеспечивающая максимальную работоспособность
- Тепловые характеристики свечей зажигания
- Способность к самоочистке
- Количество электродов
- Величина зазора для обеспечения оптимального искрообразования
Кратко охарактеризуем каждый параметр
Калильное число
Этот параметр характеризует величину давления в цилиндре, при котором возникает калильное зажигание (воспламенение топливной смеси во время ее контакта с разогретыми электродами свечи).
Величина калильного числа должна полностью соответствовать заявленному производителем транспортного средства параметру. Подчеркнем, что допускаются к использованию свечи с большей величиной калильного числа, и категорически противопоказана их замена на свечи с меньшим калильным числом.
Температура, обеспечивающая максимальную работоспособность
Этим параметрам характеризуется оптимальная величина температуры электродов свечи зажигания во время работы силового агрегата в различных режимах. Независимо от того на холостых оборотах либо на полную мощность работает мотор, этот параметр всегда должен быть постоянным. Оптимальная величина температуры 450-900 градусов.
Тепловые характеристики свечей зажигания
Под этим параметром подразумевается температурный режим работы свечей зажигания, при котором исключается возникновение калильного зажигания. Это явление наступает при температуре более 900 градусов.
Согласно этому параметру все свечи зажигания бывают двух видов:
- Холодные – применяются на силовом агрегате с небольшой температурой калильного зажигания. Их особенностью является то, что они не разогреваются до температуры, при которой начинается процесс самоочистки электродов от нагара.
- Горячие – используются в моторах, в которых температура электродов достигает порога их самоочистки от нагара. Отметим, что нельзя использовать слишком горячие свечи, поскольку они являются источником возникновения калильного зажигания.
Способность к самоочистке
Для этого параметра нет каких-либо точных характеристик. Каждый производитель устройств воспламенения топливной смеси в цилиндрах утверждает, что их свечи зажигания отличаются высокими показателями самоочистки. Но, если свечи отрегулированы и функционируют правильно, на их рабочей поверхности нагара быть не должно, либо его количество минимально и не отражается на работоспособности.
Количество электродов
Стандартная конструкция свечи зажигания предусматривает наличие двух электродов – центрального и бокового. Однако в последнее время пользуются популярностью свечи с четырьмя электродами. Но, это вовсе не говорит о том, что топливо воспламеняют четыре искры.
Их назначение заключается в обеспечении максимальной продуктивности работы при любых режимах силового агрегата. Ресурс эксплуатации у таких элементов значительно больше.
Величина зазора для обеспечения оптимального искрообразования
От того, насколько правильно отрегулирован зазор между электродами, зависит продуктивная работа свечей зажигания. Отметим, что этот параметр для каждого вида свечей зажигания разный. Не стоит пытаться самостоятельно отрегулировать зазор, поскольку это может привести к необратимым последствиям в работе свечей, и тогда без их замены не обойтись.
Особенности эксплуатационного процесса
Процесс эксплуатации свечей зажигания напрямую связан с работой силового агрегата и транспортного средства в целом. Рассмотрим основные эксплуатационные особенности:
- Во время установки свечей необходимо контролировать их затяжку. Желательно воспользоваться динамометрическим ключом.
- Корректная работа свечей напрямую зависит от исправности элементов системы зажигания.
- Еще одним фактором, играющим на состояние и работоспособность свечей зажигания, является качество топлива.
- Срок эксплуатации свечи составляет примерно 30 тыс. км пробега. По его истечении, несмотря на работоспособность, свечи подлежат обязательной замене, поскольку в любой момент могут выйти из строя.
Свечи являются важными элементами зажигания, от корректности функционирования которых зависит работа силового агрегата. Поэтому, необходим периодический контроль их состояния и выполнения всех требований, которые обеспечивают продолжительную и бесперебойную эксплуатацию.