Основным рабочим компонентом тормозной системы любого транспортного средства является специальная жидкость, которая осуществляет передачу усилия от педали к исполнительным механизмам (колодкам), за счет чего обеспечивается процесс замедления либо полной остановки автомобиля.
Безопасность движения во многом зависит от состояния и уровня тормозной жидкости в системе.
Содержание
Каким требованиям должны соответствовать тормозные жидкости
Корректность работы тормозной системы напрямую зависит от уровня и состояния рабочей жидкости. Стоит отметить, что к тормозным жидкостям предъявляется много требований, соответствие которым позволит сделать эксплуатацию транспортного средства максимально безопасной.
Одним из критериев выбора качественной тормозной жидкости является репутация производителя. Помимо этого, стоит перечислить основные требования, предъявляемые к тормозной жидкости:
- Максимально высокая температура кипения, которая обеспечивает корректное функционирование тормозной системы за счет того, что во время ее работы не образуются пузырьки воздуха.
- Морозоустойчивость, которая позволяет эксплуатировать транспортное средство в регионах с низкими температурами.
- Корректная работа на протяжении всего периода эксплуатации.
- Низкая гигроскопичность, поскольку наличие влаги в составе тормозной жидкости является предпосылкой к образованию коррозии металлических элементов. Говоря проще, в тормозной жидкости должно содержаться минимальное количество влаги. Для этих целей в ее состав вводят специальные присадки, препятствующие возникновению коррозии элементов тормозной системы.
- Высокие смазывающие свойства, поскольку жидкость в системе постоянно находится под давлением, что значительно увеличивает нагрузку на взаимодействующие между собой элементы. Без необходимого количества смазки, они быстро выйдут из строя.
- Безопасное воздействие на резиновые элементы тормозной системы.
Из чего делают тормозные жидкости
В качестве основы при производстве тормозных жидкостей используется силикон либо полигликоль. Второй тип получил большее распространение. В основу вводятся различные присадки, которые обеспечивают максимальные рабочие характеристики тормозной жидкости.
Присадки представляют собой различные эфирные компоненты, назначение которых заключается в предотвращении перегрева тормозной жидкости, в результате которого быстро разрушается ее структура, и теряются свойства. Наличие полезных присадок в составе тормозной жидкости характеризует ее свойства.
Отметим, что жидкости с разными основами не подлежат смешиванию, поскольку их свойства в этом случае значительно снижаются, что крайне негативно влияет на процесс торможения.
Основные типы тормозных жидкостей
Согласно нормам минтранспорта США, классификация всех тормозных жидкостей осуществляется согласно их температуры кипения и вязкости, которые должны соответствовать системе DOT (Department of Transportation).
Если с температурой кипения все понятно, то вязкость является той характеристикой, которая обеспечивает бесперебойную циркуляцию рабочей жидкости в контуре тормозной системы при критических температурах (от -45 до +110 градусов).
Температура кипения позволяет предотвратить образование пузырьков пара в системе, от чего значительно ухудшается процесс торможения. Если рабочая жидкость в системе закипит, в нужный момент тормоза попросту перестанут работать.
Этот показатель характеризует как точку кипения «увлажненной» жидкости, так и сухой, которая имеет минимальное содержание влаги.
Различают следующие классы тормозных жидкостей:
- DOT 3 используется в автомобильной технике с минимальными нагрузками на тормозную систему, поскольку имеет не самые высокий рабочие характеристики, однако, полностью удовлетворяет всем требованиям безопасности.
- DOT 4 – идеальный вариант для использования в транспортных средствах с дисковой системой торможения, которые в основном эксплуатируются в городе. Стоит отметить, что этот тип тормозной жидкости используется практически на всех современных моделях автомобильной техники.
- DOT 5 – тормозная жидкость, в качестве основы которой используется силикон. Подчеркнем, что из-за специфики своего состава, она не совместима с другими типами. Главной особенностью DOT 5 является ее повышенная гигроскопичность, ввиду чего эта жидкость оказывает наименьшее вредное воздействия на металлические детали тормозной системы. Но, на серийных моделях этот тип тормозной жидкости практически не используется. Ее главными потребителями является техника специального назначения, тормозные системы которой работают с максимальной нагрузкой.
- DOT1 – имеет практически идентичные характеристики с DOT 5, и используется в основном на спортивных моделях авто.
Каждый из типов тормозной жидкости для транспортных средств имеет как свои достоинства, так и существенные минусы. В качестве примера приведем некоторые из них:
- Стоимость тормозной жидкости зависит от ее класса, чем он ниже, тем дешевле.
- Жидкости низкого класса обладают плохой гигроскопичностью, следовательно, их использование может вызывать коррозию металлических деталей тормозной системы.
- DOT 3 отличается негативным воздействием на резиновые элементы системы торможения, постепенно разрушая их, что в последствие может полностью вывести систему из строя.
Правильно подобрать тип тормозной жидкости для своей модели транспортного средства, помогут рекомендации производителя.
Тормозная жидкость имеет свой ресурс, и нуждается в обязательной своевременной замене. Понять это можно оценив ее состояние. Если тормозная жидкость изменила свой цвет, в ней появился осадок и чувствуется запах гари, необходимо немедленно ее заменить. Разные жидкости имеют разный период эксплуатации.