Для очистки отработанных газов транспортных средств, применяются специальные устройства – каталитические нейтрализаторы. Однако их эффективность работы зависит от большинства факторов.
Например, одним из них является оптимальный состав топливно-воздушной смеси, в противном случае, эффективность работы катализатора будет приближена к нулю.
Чтобы каталитический нейтрализатор выхлопных газов всегда работал корректно, дополнительно в выпускную систему включен специальный кислородный датчик (лямбда-зонд).
Содержание
Для чего предназначен датчик концентрации кислорода
Назначение этого элемента заключается в определении содержания не сгоревшего кислорода в выхлопных газов транспортного средства. Например, если топливно-воздушная смесь бедная (содержит недостаточное количество воздуха для оптимального сгорания), образовывающийся угарный газ и прочие вредные химические элементы не будут полностью окисляться.
В случае, когда сгорает обогащенная топливная смесь (с высоким содержанием воздуха), большинство оксидов азота не будут вступать в реакцию распада на элементы.
Именно, для формирования корректного состава топливно-воздушной смеси, который будет сгорать с минимальным выделением токсичных веществ, предназначается кислородный датчик.
Конструкция элемента достаточно проста, и состоит из следующих деталей:
- Керамический наконечник – основной рабочий элемент кислородного датчика. Имеет технологические отверстия, через которые осуществляется забор атмосферного воздуха и отработанных газов.
- Внутри наконечников располагается нагревательный контур.
- В средней части лямбда-зонда находятся контактные пластины.
Все детали помещены в прочный металлический корпус, который крепится к приемной трубе выхлопной системы посредством резьбового соединения.
Как работает кислородный датчик
Лямбда-зонд запитан от бортовой системы транспортного средства и взаимосвязан с ЭБУ двигателя. Датчик передает сигал блоку управления каждые 2 секунды. Однако при увеличении оборотов коленчатого вала, эта информация обновляется чаще.
Принцип функционирования датчика концентрации кислорода аналогичен рабочему принципу гальванического элемента. После запуска силового агрегата, происходит разогрев лямбда-зонда до температуры 400 градусов, посредством прохождения через него отработанных газов.
В это время происходит активация датчика, и через технологические отверстия рабочего элемента начинают проходить отработанные газы и атмосферный воздух. В случае изменения количества кислорода, лямбда-зонд посылает соответствующий сигнал ЭБУ силового агрегата, на основании которого осуществляется корректировка состава топливно-воздушной смеси.
Отметим, что для более лучшей корректировки рабочей смеси, в системе используется дополнительный лямбда-зонд, который находится за каталитическим нейтрализатором.
В зависимости от типа и объема силового агрегата, количество датчиков концентрации кислорода, установленных на транспортном средстве, может быть и большим.
Количество лямбда-зондов, установленных на автомобиле
Самый простой способ узнать количество кислородных датчиков, установленных на транспортном средстве, выполнить диагностику их состояния в автосервисе. После проведения этой процедуры на руках у автовладельца будет заключение о состоянии лямбда-зондов и схема выхлопной системы с подробным указанием их мест расположения. Существует способ определить их количество самостоятельно.
Первым делом следует знать год выпуска транспортного средства. На автомобилях, которые были произведены до 2000 года, зачастую устанавливался один лямбда-зонд. Более современные автомобили, которые выпускались после 2000 года, имеют два либо четыре датчика концентрации кислорода.
Также можно определить количество кислородных датчиков в системе согласно данным силового агрегата:
- Ели объем двигателя транспортного средства менее 2 литров, выпускная система имеет два лямбда-зонда, один из которых будет находиться под днищем, а второй – под капотом.
- Если объем силового агрегата превышает 2 литра, то выпускная система транспортного средства имеет 4 кислородных датчика, два из которых находятся под капотом, и два – под днищем.
Чаще всего подлежат замене лямбда-зонды, которые имеют верхнее расположение (в подкапотном пространстве). Найти их достаточно просто:
- Открываем капот
- Осматриваем моторный отсек, и находим выпускной коллектор (большие трубы, уходящие от мотора под днище)
- На плоскости выпускного коллектора, ближе к мотору располагаются два цилиндра (слева и справа), это и есть датчики концентрации кислорода
- Они имеют резьбовое крепление, поэтому снять их для замены не составит труда
Подчеркнем, что места расположения кислородных датчиков интересуют каждого владельца транспортного средства далеко не от любопытства. Все дело в том, что согласно регламенту автопроизводителя они подлежат замене после достижения определенной величины пробега.
Зачастую, лямбда-зонд меняют каждые 75-85 тыс. км пробега. Но, ресурс кислородных датчиков может быть гораздо большим.
От чего зависит эксплуатационный период лямбда-зонда
На неисправность датчика концентрации кислорода указывают следующие признаки:
- неустойчивая работа силового агрегата на малых оборотах;
- увеличение потребления топлива;
- снижение разгонной динамики автомобиля;
- резкий запах сероводорода и сторонние шумы в области расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя.
Продлить срок эксплуатационный период кислородного датчика можно, если:
- Использовать только качественное топливо
- Не использовать силиконовые герметики во время замены лямбда-зонда
- Избегать многократного запуска силового агрегата за короткий временной промежуток
- Не нагружать двигатель без необходимости
- Оптимальная температура работы датчиков концентрации кислорода не должна превышать 950 градусов
- Следить за надежностью крепления лямбда-зонда
Эта простая деталь играет важную роль в эксплуатации транспортного средства. Обладая высокой надежностью, датчики кислорода редко выходят из строя, а соблюдение простых правил, описанных выше, сделает их эксплуатацию продолжительной и максимально эффективной.