В процессе эксплуатации узла сцепления довольно часто возникают различные неисправности, которые проявляются его некорректной работой, возникновением сторонних звуков в области трансмиссии, пробуксовками колес во время трогания, тяжелым либо слишком легким ходом педали и т. д.
Причем, неполадки могут возникнуть на любом автомобиле, независимо от его возраста и интенсивности использования.
Диагностировать и устранять все неисправности узла необходимо вовремя, поскольку эксплуатация транспортного средства при нарушении работы сцепления не представляется возможной.
Содержание
Проверка работоспособности сцепления
Известно несколько методов диагностики работоспособности узла сцепления, которые можно осуществить самостоятельно, без поездки в сервисный центр.
Одним из распространенных способов проверки работоспособности узла, является технология использования измерительного калибра. Она отличается относительной простотой, поскольку для ее проведения не придется разбирать либо полностью демонтировать сцепление с автомобиля. Все, что необходимо – смотровая яма либо подъемник и измерительный инструмент (контур).
Пожалуй, одним из недостатков такой технологии диагностики сцепления, является длительность ее проведения. Однако она позволяет добиться максимально точных показателей, и наиболее корректно установить суть возникновения неисправности.
Если нет возможности воспользоваться подъемником либо загнать транспортное средство на яму, можно использовать другие способы диагностики. Они также не отличаются сложностью, но показывают весьма приблизительные результаты. Но все же, установить причину некорректной работы сцепления, используя их, вполне возможно.
Диагностика по проскальзыванию
На практике, проведение диагностики работоспособности диска сцепления осуществляется в случае возникновения определенных предпосылок, связанных с некорректным функционированием всего узла. Стоит отметить, что метод выявления неисправности может несколько отличаться.
В качестве примера стоит рассмотреть одну из самых распространенных ситуаций, когда сцепление начинает проскальзывать.
Для проверки диска, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- активируем стояночный тормоз;
- запускаем силовой агрегат;
- включает третью передачу;
- выключаем сцепление и жмем на акселератор.
Если мотор заглохнет, значит, диск сцепления изношен и нуждается в замене. Стоит отметить, что проверка покажет корректные результаты только в случае правильной регулировки стояночного тормоза.
Помимо этого, о пробуксовке сцепления, которое является следствием износа диска, свидетельствует поведение транспортного средства во время движения.
Например, снижение разгонной динамики автомобиля, возникновение сторонних шумов и запаха гари в области трансмиссии, тяжелый ход (ощущение, как будто заднюю часть транспортного средства что-то удерживает).
Об износе диска сцепления также свидетельствует еще одно неприятное явление. Проявляется оно тем, что сцепление начинает «вести». В этом случае переключение передач становится затруднительным, возникает резкий запах гари и сторонние шумы во время выжима педали сцепления.
Алгоритм выявления неисправности выглядит следующим образом:
- силовой агрегат должен работать на холостых оборотах;
- необходимо выключить сцепление, после чего включить первую передачу.
Если в рычаг коробки передач имеет слишком тяжелый ход, во время его движения возникают сторонние шумы и треск, это говорит о том, что диск сцепления износился, из-за чего он сцеплен с маховиком, чего при таком положении быть не должно.
Неполадку можно устранить путем замены диска с последующей прокачкой контура. Дополнительно может потребоваться регулировка педали сцепления. Это довольно простая процедура, и выполнить ее самостоятельно по силам любому автовладельцу.
Способы диагностики диска сцепления
Перед тем, как приступить к проверке диска сцепления, следует вспомнить его ресурс эксплуатации. Если транспортное средство прошло более 100-120 тыс. км, следует задуматься о его замене, поскольку в любой момент диск сцепления может выйти из строя, что попросту сделает невозможным дальнейшее движение на автомобиле.
Суть проверки диска сцепления заключается в определении износа его фрикционных накладок. Для максимальной точности процедуры, свободный ход педали сцепления должен быть отрегулирован правильно.
Проверка диска сцепления осуществляется в следующей последовательности:
- Транспортное средство обязательно должно находиться на ровной поверхности. Ручник должен быть активирован.
- Запускаем мотор и прогреваем его.
- Включаем первую передачу, после чего начинаем выжимать сцепление. Делать это необходимо так, чтобы во время выключения сцепления силовой агрегат не заглох. Медленно включая сцепление, необходимо обратить внимание, в какой момент начнет передаваться усилие на ведущие колеса. Как только начнутся ощутимые вибрации кузова, следует остановиться и заглушить силовой агрегат.
- Если автомобиль начал движение сразу после включения сцепления, диск находится в удовлетворительном состоянии.
- Если трогание осуществляется на среднем положении педали, диск сцепления изношен наполовину. В этом случае рекомендуется провести его замену.
- Транспортное средство начало движение в самом конце хода педали, либо трогание осуществляется с рывками и пробуксовками – фрикционные накладки диска сцепления имеют критическую степень износа. В этом случае показана его немедленная замена. Иначе он может повредить маховик, в результате чего потребуется более сложный и дорогостоящий ремонт.
Дополнительно следует обратить на динамику движения. Свидетельством износа накладок диска является снижение разгонной динамики и потеря мощности силового агрегата.