Технический прогресс постоянно диктует новые условия. Еще несколько десятков лет назад основные возможности транспортных средств вполне устраивали владельцев, то сегодня, благодаря доступности различных вариантов тюнинга автомобильных узлов, деталей и агрегатов, ситуация кардинально изменилась.
Стоит уделить внимание одному из популярных вариантов увеличения мощности силового агрегата – чип-тюнингу двигателя. Данная процедура позволяет получить до 30-50% прироста к мощности без физического вмешательства в работу мотора.
Достигается это путем перепрошивки (изменение программы) ЭБУ, который контролирует все процессы и управляет работой автомобильного двигателя. Сразу отметим, что подобное мероприятие можно провести только на современных транспортных средствах, в которых работой двигателя управляет электроника.
Однако среди автомобилистов распространены противоречивые мнения о процедуре чип-тюнинга силового агрегата. Поэтому, перед ее проведением следует детально ознакомиться с особенностью, достоинствами и недостатками.
Содержание
В чем заключается суть чип-тюнинга
Несмотря на то, что процедура появилась относительно недавно, метод увеличения мощности двигателя без механических вмешательств и изменения его конструкции, пользуется особой популярностью среди владельцев современных транспортных средств.
Если раньше все модели автомобильной техники были карбюраторными, и для увеличения мощности двигателя требовались сложные технические мероприятия, то с появлением электроники, которая управляет работой мотора, достаточно грамотно изменить соответствующие параметры.
С появлением современных электронных систем, управление работой силового агрегата осуществляется при помощи ЭБУ, который запрограммирован заводом-изготовителем на оптимальные для каждого типа мотора параметры (подача топлива и воздуха в цилиндры, воспламенение смеси и др.).
Соответственно, подобные программы и алгоритмы можно изменить. Например, путем перепрограммирования соответствующих команд, повысить впрыск рабочей смеси в цилиндр.
Насколько эффективен чип-тюнинг
Двигатели делятся на две основных категории:
- Бензиновые
- Дизельные
В свою очередь бензиновые силовые агрегаты бывают двух видов: атмосферные и двигатели с турбонаддувом. Наиболее эффективным считается чип-тюнинг турбированных и дизельных моторов. После перепрошивки их ЭБУ можно увеличить мощность до 50%.
Что касается атмосферных двигателей, то у них после процедуры прибавка к мощности составляет около 25%, и, по мнению большинства автомобилистов практически не ощущается при эксплуатации.
Большинство прошивок для чип-тюнинга двигателя условно делится на две категории, например:
- normal;
- ekonom.
Первый вариант позволяет незначительно увеличить мощность двигателя, оставив прежним расход топлива, во втором случае удается немного повысить характеристики мотора, при этом снизив потребление горючего.
Выходит, что грамотно выполненный чип-тюнинг помимо реального увеличения мощности силового агрегата (хоть и незначительного), позволяет сделать автомобиль более экономичным. Стоит отметить, что эти варианты перепрошивки используются крайне редко ввиду их низкой эффективности.
Ожидание и реальность
Большинство автовладельцев, читающих эту публикацию, отметят только положительные моменты чип-тюнинга. Действительно ли это так? У каждой технической процедуры есть свои плюсы и минусы. Крайне важно перед ее проведением четко все сопоставить.
Чтобы максимально охарактеризовать процесс чип-тюнинга, следует отметить, что в итоге ждет владельца транспортного средства решившего выполнить подобную процедуру.
Итак, что имеем в итоге:
- ожидается, что чип-тюнинг даст реальную прибавку к мощности силового агрегата порядка 30%. Часто на деле оказывается, что эта цифра в разы меньше (едва достигает 10-15%), что абсолютно не замечается в процессе эксплуатации. Есть ли смысл переплачивать за такую модернизацию?;
- к положительным особенностям чип-тюнинга можно отнести простоту метода. Для его проведения достаточно иметь компьютер с набором необходимых программ. На деле все обстоит совсем по-другому: довольно сложно найти качественное ПО с оптимальными для каждого мотора параметрами управления;
- возможность восстановления изначального варранта прошивки ЭБУ, в случае если результат окажется неудовлетворительным. Однако, нет полной гарантии, что после бэкапа, ЭБУ будет работать также корректно, как и до смены прошивки;
- во время проведения чип-тюнинга можно не только повысить мощность двигателя авто, но и отрегулировать расход топлива, что позволит несколько снизить его потребление. Здесь приходится выбирать между двумя параметрами: или экономичность, или прибавка к мощности.
Все имеет свою цену. В данном контексте говорится не о цене процедуры, которая вполне приемлема. Куда важнее последствия ее выполнения. Помимо прибавки мощности можно получить массу негативных последствий, которые могут попросту вывести из строя электронику либо силовой агрегат авто.
Неправильно установленное ПО полностью парализует работу двигателя. Также стоит учесть, что большинство программ для чип-тюнинга разрабатываются аматорами, и редко доводятся до определенных стандартов. Такое некачественное ПО только навредит мотору.
Минусы чип-тюнинга
Следует упомянуть о недостатках метода. К ним относят:
- Выход мотора из строя вследствие несоответствия программы либо неправильной прошивки ЭБУ.
- Значительно повышается износ элементов силового агрегата.
- Негативные последствия для выхлопной системы.
- С увеличением мощности мотора повышается потребление топлива. Известны случаи, когда прирост к мощности составлял 10%, а расход топлива увеличивался в половину.
- Не исключен выход из строя трансмиссии, особенно, если на транспортном средстве установлена АКПП.
Как видно, процедура чип-тюнинга двигателя это своеобразная игра в лотерею: повезет или нет. Насколько важно и нужно описанное мероприятие, решать сугубо каждому автовладельцу.
Перед его проведением советуем подыскать компетентных специалистов, ознакомиться с отзывами об их работе. Только правильно выполненный чип-тюнинг поможет реально увеличить параметры силового агрегата.